Поплутав еще, нашли нужную улицу. «Кривошеино-сити» - гласила ироничная вывеска. Сюда мы приехали по жалобе местных жителей, которые уже пятый год вынуждены существовать забор в забор с промзоной. В нос ударил едкий химический запах. Над домами возвышались штабеля огромных покрытых ржавчиной труб.
Проблема большого диаметра
Нынешней осенью на участок по соседству с жильем, буквально впритык к заборам, начали заво-зить использованные трубы, как выяснилось, от магистрального газопровода. Их становилось все больше и больше. И вот они уже угрожающе поднялись над крышами.- Метров семь в высоту, – разглядываем трубы со двора Александра Баранника.
Они с супругой год назад переехали в Кривошеино из Сибири, чтобы быть поближе к детям и внукам. Но такого вместо сельской идиллии ожидали меньше всего. После недавнего дождя все вокруг покрыто ржавым налетом.
- В классификаторе написано, что трубы от газопроводов относятся к промышленным отходам IV класса опасности. К их хранению предъявляют особые требования – санитарная зона не менее ста метров, оборудование площадки, штабеля высотой не более трех метров. У нас их свалили рядом с домами, конструкция не закреплена, если хоть одна труба покатится… А запах какой! Одного из жителей деревни увозили в больницу с приступом астмы. Я обратился в прокуратуру, - рассказал Александр Баранник.
Осмотревшись на местности, понимаем, что это не окраина. Промышленная зона находится среди жилого массива – между старой деревней и новыми домами. Тут хотелось бы видеть ухоженный скверик, детскую, спортивную площадки. На полторы сотни, а летом эта цифра возрастает раза в три, населения деревни нет ни того, ни другого, ни третьего.
- На нашей улице ни освещения, ни тротуаров. С ребенком на детскую площадку надо идти за два километра в Верховье по «лисьей тропе» через грязную речку Дырочную, - объясняет Елена Петракова. Ее семья начинала строить свой дом в 2014 году. На этом месте был лес. А в доперестроечные времена земли входили в состав совхоза «Белоусовский».
- Видите серенькую крышу? - показывает она на территорию промзоны. – Это каменный старообрядческий храм в честь Сергия Радонежского 1897 года постройки. В конце 2000-х годов он пребывал в полуразрушенном состоянии. Снести его не смогли – достроили и замуровали в сайдинг. Рядом находились совхозные гаражи. Потом участки промзоны продали в собственность предпринимателям, территорию вокруг предоставили для индивидуальной застройки. На свои дома мы получали разрешительные документы от муниципалитета. Строительство в промзоне началось году в 2016-м. Расстояние от нас до храма было условной санитарной зоной, здесь росли кусты, деревья, соловьи пели. Потом все раскорчевали. Инициативная группа жителей ходила в администрацию сельского поселения «Верховье», к которому относится Кривошеино, писали письма. Нас заверили, что беспокоиться не о чем – здесь будут складские помещения. На деле все вышло иначе. Мы как на помойке живем.
Выяснилось, трубы - лишь вишенка на торте проблем, с которыми пришлось столкнуться людям.
- С тех пор как на промзоне подняли уровень грунта, наши участки оказались в низине. Весной по щиколотку в воде ходим, - продолжает Елена Михайловна. – Вместо складов, о которых нам говорили, здесь фактически образовалась автобаза. Такие объекты должны проходить публичные слушания. Но с нами никто ничего не согласовывал. Сюда регулярно приезжали большегрузы – чад, шум, мат. У меня фото, подтверждающие это, есть (на них действительно ряды фур. – Авт.). На территории жгли покрышки и прочий хлам. Мы вызывали полицию и МЧС. А теперь еще эти трубы...

Ржавый налет на садовом столика
Пишите письма
За прошедшие пять лет эпистолярный жанр стал для борцов за чистоту и покой в деревне основным. Люди обращались в местную и районную администрации, надзорные органы, к губернатору области. На место выезжали комиссии, в положенный срок присылали ответы. Бумаг накопилось на многотомное собрание сочинений, только ситуация не менялась. Сложность еще и в том, что территория промзоны разделена между собственниками, есть арендаторы.
По информации областного Управления архитектуры и градостроительства, границы земельных участков, входящих в состав промзоны деревни Кривошеино, непосредственно примыкают к границам жилой застройки, а вид их разрешенного использования не предполагает автобаз или автостоянок для большегрузов. Градостроительные регламенты требуют отделить предприятия, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, которые могут причинить вред окружающей среде и здоровью людей, санитарно-защитными зонами, еще и с озеленением.
В наш приезд вплотную к заборам жилых домов лежали огромные ржавые трубы. Пришлось подключиться к переписке. Глава администрации Жуковского района Анатолий Суярко в честности ответил: «Земельный участок с кадастровым номером 40:07:100501:425 расположен на землях населенных пунктов с видом разрешенного использования «предпринимательство» и в соответствии с градостроительным зонированием территории в территориальной зоне П-1 – производственная зона с размещением промышленных предприятий и складов V-IV классов вредности (санитарно-защитные зоны – до 100 метров)... Согласно полученному ответу из Управления Росреестра по Калужской области нарушений земельного законодательства на земельных участках не выявлено». Он сообщил, что в Кривошеино по жалобе жителей выезжали представители районной администрации, сельского поселения «Деревня Верховье». Также мы получили письма из регионального минприроды, Управления Роспотребнадзора, прокуратуры.
Все в суд?
Результаты межведомственной проверки мы обсуждали с Сергеем Марченковым, заместителем прокурора Жуковского района.
- По обращению жителей деревни Кривошеино прокуратурой Жуковского района с привлечением специалиста министерства природных ресурсов и экологии области была проведена проверка в отношении собственника участка, расположенного в непосредственной близости от жилых домов, а также юридического лица ООО «Корпорация ЛИС», которое его арендует для складирования труб, - рассказал Сергей Александрович. - Специалист минприроды осмотрел земельный участок, трубы, которые там находились, и по результатам проверки предоставил нам справку. Из нее следует, что трубы магистрального газопровода являются бывшими в употреблении и в соответствии с приказом Росприроднадзора РФ № 242 относятся к отходам IV класса опасности. Для того чтобы осуществлять их хранение или накопление, необходимо привести земельный участок в надлежащее состояние – под ними должно быть твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка), поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесов), а также необходимо выполнить иные требования согласно санитарно-эпидемиологическим правилам. По данному факту прокуратура района 30 ноября в отношении ООО «Корпорация ЛИС» возбудила дело об административном правонарушении по части 1 ст. 8.2 КоАП РФ за несоблюдение санитарных правил при осуществлении накопления отходов IV класса опасности, к которым относятся бывшие в употреблении трубы с магистрального газопровода. Материалы направлены в межрегиональное Управление Росприроднадзора по Москве и Калужской области, по результатам рассмотрения нарушители будут привлечены к ответственности. С целью устранения нарушений прокуратурой района внесено представление генеральному директору ООО «Корпорация ЛИС».
- Допустимо ли складировать такие отходы впритык к жилой зоне?
- Для складирования отходов, в том числе IV класса опасности, должна быть создана санитарная зона.
- Жуковский район активно развивается, промышленных зон немало. Бывают ли в вашей практике прецеденты, когда людям приходится жить фактически в промзонах?
- Да, такие обращения поступают. Мы выясняем, почему это произошло. Могут быть недостатки либо в действиях органов самоуправления, либо органов Росреестра, либо застройщиков. Приходится разбираться в каждом конкретном случае. Как правило, промышленная зона образуется раньше, а потом вокруг начинается индивидуальное жилищное строительство. Если ситуация только возникает, можно обратиться в органы прокуратуры, чтобы решить конфликт в зародыше.
- Как решить этот вопрос в том же Кривошеине? Дома не передвинешь.
- Что касается ситуации в Кривошеине, это требует дополнительной проверки. Скорее всего, гражданам и производству надо защищать свои права в судебном порядке.
Когда верстался номер, мы позвонили в деревню. Нам сообщили, что трубы с участка постепенно вывозят. Правда, пока их распиливали, три недели стоял лязг и визг.
Глава администрации сельского поселения «Деревня Верховье» Алексей Леонтьев рассказал, что весной совместно с жителями будет решаться вопрос о детской площадке в Кривошеине.
Тут бы поставить точку, но... Осадок от нашей поездки в Кривошеино остался «ржавый». На бумаге, может быть, все правильно, а на деле бок о бок промзона и жилой массив существовать не могут - ни людям нормальной жизни, ни бизнесу нормальной работы.
Жители считают, что в ситуацию должны вмешаться региональные власти.

Газета
Прямая линия













