Алексей Травин:
- Основы астрономических и космических знаний необходимо давать детям уже с самого раннего возраста, поскольку это формирует мировоззрение ребенка.
Хочу стать космонавтом
Советский Союз долгое время лидировал в космической деятельности, но затем первенство было утрачено и интерес к космосу тоже упал. Во времена Гагарина и Титова многие мальчишки мечтали стать космонавтами, а нынешняя молодежь выросла без этой мечты. И астрономия, которая раньше в учебной программе была обязательной, с 1993 года стала добровольной и почти во всех школах оказалась лишней. Вернули ее лишь в 2017 году, упустив целое поколение. И сегодня у нас в стране мало кто стремится лететь к звездам или создавать космические корабли.Несмотря на это, все же и сейчас есть активные и любознательные дети. Есть и взрослые, готовые делиться с ними своими знаниями.
- К нам приходят иногда ученики младших классов, сразу заявляющие: «Хочу стать космонавтом!» Пусть немного, но такие дети опять появились! И они, хоть и маленькие, действительно заинтересованы в знаниях. Кому-то хочется все узнать о темной материи, кто-то задает вопросы о черных дырах, квазарах и других объектах современной картины мира, - говорит Алексей Травин, педагог дополнительного образования.
Начинать с малых лет
Алексей Валентинович полтора десятилетия работает с детьми, увлекая их техническим творчеством, фото- и видеосъемкой, астрономией. Ему хорошо известно: хотя космические технологии прочно вошли в повседневную жизнь в виде прогнозов погоды, навигации, связи, спутникового зондирования Земли и других новшеств, популярность космических профессий среди молодежи невелика.
Накопив богатый опыт, он пришел к убеждению, что закладывать интерес к космосу следует с раннего детского возраста. Не в 10-11 классе, когда интересы человека уже сформированы и он думает по большей части о своей будущей жизни и профессии, а значительно раньше - в средней и особенно в младшей школе, когда такой интерес естественен.
Своим мнением он поделился с коллегами, сделав на прошедших 21-23 сентября в Калуге Циолковских чтениях доклад «Об особенностях преподавания астрономии среди младших школьников».
Главное - воспитание и интерес
Конечно, подавать астрономический и космический материал маленьким школьника следует не так, как старшеклассникам. Из-за особенностей возраста восприятие другое. Может быть, нужно меньше цифр и формул, которые еще трудно понять и запомнить, меньше знаменательных дат. В юном возрасте требуется больше эмоций, историй-биографий и примеров для подражания. Если наука - то лучше организовать опыты и эксперименты. А теория должна тут же подкрепляться практической деятельностью учеников, созданием проектов и исследовательской работой.
Все это и происходит на площадках детско-юношеского космического центра «Галактика», объединения «Уроки космоса» и калужской школы № 51, где Алексей Валентинович заведует школьным космическим музеем «Воспоминание о Байконуре».
- Важным является использование современных технологий и оборудования, - разъясняет Алексей Травин. - Например, мультимедийная аппаратура, интерактивные доски, проекторы и экраны, персональные компьютеры, планетарии. Теперь появились и замечательные программы - инсталляции самой планеты Земля («Google Планета Земля»), инсталляции звездного неба («Stellarium»), которые добавляют наглядности космическому уроку. Сейчас со мной астрономией занимаются более сотни школьников, часть из них в «Галактике», часть в школе 51. Многие из бывших моих учеников стали достойными людьми, которые пошли в вузы, причем необязательно технические. Главное - наши занятия стали для них хорошей базой и они нашли цель жизни.
- Иногда вопросы астрономии изучают на занятиях по окружающему миру, но учитель начальных классов может и не знать космическую тематику в подробностях, - размышляет педагог Травин. - И тогда целесообразно пригласить знающего лектора, популяризатора. Но он должен не только знать, но и правильно подать материал детям младшего школьного возраста. К сожалению, методические разработки по популяризации астрономии среди детей находятся в стадии начальной разработки. И каждый популяризатор зачастую разрабатывает их сам. Поэтому считаю, что необходима космическая образовательно-педагогическая среда, где опыт работы одних педагогов помогал бы другим. Сейчас нас выручают семинары, повышающие квалификацию педагога в области астрономии, астрофесты, которые проводятся в Москве и других городах, «Школа лекторов планетариев», экскурсии на астрономические площадки - обсерватории и музеи. Очень помогают встречи с учеными и специалистами космической отрасли (у нас это, например, НПО им. Лавочкина и НИЛАКТ) и, конечно, встречи с Александром Лазуткиным и другими космонавтами, которые часто приезжают в Калугу.

Газета
Прямая линия











