Туристический маршрут в Полотняный Завод очень популярен. Для нашей области он один из брендовых. Экскурсанты приезжают сюда знакомиться с экспозициями усадьбы Гончаровых и музея бумаги «Бузеон». А в начале 2024 года, когда здесь в отреставрированном доме Щепочкина откроется третий музей, вся территория этого уникального усадебно-фабричного архитектурного комплекса XVIII - XIX вв. превратится в экскурсионную туристическую мекку.
Объект в надёжных руках
Проектные и производственные работы на объекте культурного наследия федерального значения «Дом Щепочкина с росписью, XIX век» проводит ООО «Строительный Альянс» - крупнейшая в регионе компания, специализирующаяся на работах по сохранению памятников истории и культуры. Заказчиком работ выступает Калужский объединенный музей-заповедник (руководитель Виталий Бессонов).
Внимание к дому Щепочкина, который построен в стиле русского классицизма, было обращено еще в 2016 году. Но тогда специалисты компании привлекались как консультанты краеведческого музея, вместе думали, что делать дальше с этим объектом и как приводить его в порядок.
Здание на тот момент было в аварийном состоянии, территория вокруг запущена, зарастала бурьяном. С 1909 до 2007 года здесь располагалась школа, а когда учебное заведение переехало в другое место, здание перешло во владение краеведческого музея. По-настоящему за сохранение этого исторического объекта взялись лишь в 2017 - 2018 годах, когда появилось финансирование, чтобы провести противоаварийные работы.
Дальше - больше. К счастью, калужская реставрационная компания выиграла аукционы на проведение противоаварийных и реставрационных работ входной группы западного фасада, ремонта оконных и дверных заполнений дома. В 2021 году приступили к аналогичным работам входных групп северного и южного фасадов. К этому времени объект вошел в федеральный план подготовки к празднованию 225-летия Пушкина. Часть биографии поэта связана с Полотняным Заводом, где располагалась родовая усадьба родителей его жены Натали Гончаровой.
Федеральные деньги позволили в 2022 году приступить к восстановлению помещений внутри здания. Задача - возвратить им исторический облик. Пару недель назад прилетела молния: в процессе очистки стен от краски обнаружены эксклюзивные росписи - сохранившиеся элементы декора.
В лучших традициях
О том, как проходят работы на объекте, мы поговорили с главным архитектором ООО «Строительный Альянс», председателем регионального отделения Союза реставраторов России в Калуге Елизаветой ЧЕРЮКАНОВОЙ.
- Елизавета Юрьевна, на каком этапе работ вы сейчас находитесь?
- В прошлом году мы завершили ремонт третьего этажа, частично первого и второго. В этом году занимаемся оставшимися помещениями на втором и первом этажах. Выполняя работы по первому этапу, мы и не подозревали, какие удивительные находки ожидают нас дальше. Ведь на верхнем, жилом, этаже низкие потолки и уже новая, советская, отделка.
Приступая к работам, мы предполагали, что там нигде ничего не сохранилось. Но очень надеялись... И вот сейчас, когда мы полностью погрузились в восстановление исторического облика второго этажа, расчистили потолки, смыли стены, вскрыли полы, мы увидели прекрасно сохранившиеся декоративные элементы. Для нас стало очевидно на 99 %, что здесь роспись делали те же мастера, что и в усадьбе Золотаревых - Кологривовых (Калужский краеведческий музей, Пушкина,14).
- Какие росписи обнаружили?
- Пейзажи. Ощущение, что вы сидите в беседке, а вокруг вас природа и живописные развалины. Эти росписи мы раскрыли только две недели назад, когда зачищали поздние отделочные слои. Примечательно, что в архиве сохранилась только одна-единственная фотография интерьера этой усадьбы. Именно в этой комнате мы и обнаружили эти росписи. Они сохранились! Сотрудники музея часто рассказывают нам об истории здания и его владельцах, что делает работы еще более интересными!
В большинстве залов поздние слои красок пока так легко «не сошли». Появились только локальные раскрытия, которые оставили как «окна гласности» в том виде, в каком нашли, но консервируем, защищаем, укрепляем. К восстановлению будут допущены специалисты, когда появятся для этого юридические и финансовые возможности.
В других комнатах усадьбы мы проводим отделочные работы для последующего размещения музейных экспозиций. Есть проект, что и в каком зале будет размещаться по разным темам. Например, это залы «1812 год», «Кутузов», «Калуга в 1812 году» и т.д. Все это планировал заказчик. Наша задача - под каждую тему зала подобрать цветовую гамму совместно с пользователем. Директор музея лично контролирует ход проведения работ и участвует в подборе каждого колера!
- Каким, к примеру, вы видите цвет зала «Кутузов»?!
- Мы берем только те краски, которые входят в колористический исторический веер. Там не существует ярких красок, есть только приглушенные цвета, которые были характерны для XIX века. Мы позволили себе выбрать оттенки именно из этого веера. Предложили заказчику оформить зал «Калуга 1812 года» в оливковом цвете, зал «Кутузов» - охра с красным (благородный кирпичный), танцевальный зал - нежный светлый цвет охры.
Неожиданности и открытия
- Когда вы приступили к работам во внутренних помещениях дома, какие вас ждали неожиданные открытия?
- Мы нашли фрагмент исторической лестницы для перехода с первого на второй этаж. В советский период она была сокрыта. Будем ее восстанавливать полностью в соответствии с конструктивом аналогичной, ведущей на третий этаж.
А еще мы нашли уникальные для нашего времени откосы на окнах, выполненные из искусственного (оселкового) мрамора. Они в хорошем состоянии, хотя были закрашены слоями разных красок и исписаны типа «Здесь был Вася». Сейчас сложно повторить технологию изготовления этого искусственного мрамора, она утеряна.
Сохранились межкомнатные деревянные двери. Полотна покрыты слоями масляной краски, счищать которую приходится поэтапно, нагревая так, чтобы сохранить сам материал. Работа кропотливая, столяры трудятся над каждой дверью по нескольку суток, чтобы сохранить это сокровище! Утраченные элементы восстанавливаются.
- Отдельного разговора заслуживают потолки в некоторых залах здания. Они восхитительны.
- Когда приступали к работам на этом объекте, даже не думали, что такое может быть. Сохранились лепнина и росписи.
- А когда увидели этот аварийный объект - здание, заросшее травой, какие чувства были в первую минуту? Страшновато было брать его в работу?
- Страшно выглядели только входные группы. Но и они очаровывали с первых минут своей аутентичностью и в то же время разочаровывали безумными следами капитального ремонта школы. Это было интересно. То, что сейчас происходит с домом Щепочкина, интересное, удивительное преображение после многих лет так называемой консервации, и наша команда безумно рада, что получилось прикоснуться к удивительному объекту!
Исторический паркетный пол в доме Щепочкина сохранился в двух залах. Но из-за постоянных локальных ремонтов школы и ежегодной окраски он совершенно в непригодном состоянии. На данный момент, кроме полной замены планок, не существует иных технологий по восстановлению данных образцов. Сейчас исторический паркет консервируется и закрывается специальными подложками, а сверху укладывается финишное декоративное покрытие, повторяющее исторический орнамент XIX века.
.
Фото из архива ООО «Строительный Альянс».