Иду по одной из моих самых любимых улиц Тарусы – улице Живова. Прямая, как лазерный луч, она начинается неподалеку от Воскресенского храма и через 1,2 километра упирается в живописные особняки в лесном массиве на окраине города. Почему эта улица носит имя Живова, что он был за человек, какие подвиги совершил? В поисках ответа на эти вопросы я и отправилась в любимую Тарусу.
Крестьянский мальчишка
Он был обычным крестьянским мальчишкой с ясными голубыми глазами и задорным льняным чубчиком. Летом на лужайке перед Иоанно-Богословской церковью любил играть с друзьями в лапту, с упоением гонял в футбол, выводил в ночное колхозных лошадей. Зимой – рассекал коньковыми лезвиями первый лед на Кузьмищевском пруду. Он очень любил своих деревенских друзей, сестер и маму с бабушкой. Мечтал освоить рабочую профессию и помогать родным.
Но война все перевернула с ног на голову, поломала многие планы и судьбы. И, будто бы лазером, высветила каждую душу. От этого светоносного луча не укрылись ни герой, ни предатель.
К сожалению, до наших дней дошло совсем немного фотографий Анатолия. Боевых почему-то не сохранилось совсем. Зато в анналах Кузьмищевской сельской библиотеки хранится яркий портрет героя кисти неизвестного московского художника. Он воспроизвел Анатолия по одному из его редких фото, облачив героя в воинское обмундирование.
Александр Матросов из села Кузьмищево
В восемнадцать с половиной лет от роду красноармеец Анатолий Живов закрыл своим телом фашистский пулемет, установленный в здании Тернопольской тюрьмы. Ее враги использовали как опорный пункт.
Смертельный огонь захлебнулся, а Толя так и остался лежать в тернопольской земле. В советские времена на аллее Славы в Тернополе установили памятный бюст и мемориальную табличку, а на нее нанесли трогательную надпись: «При освобождении украинского города Тернополя погиб мальчик Анатолий Живов. Он повторил подвиг Александра Матросова, закрыв грудью вражеский пулемет». В 1965 году его именем назвали одну из тернопольских улиц. Неизвестно, сохранились ли в Тернополе эти свидетельства подвига Толи сейчас.
23 сентября 1944 года красноармейцу Анатолию Живову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза
Из столиц в деревню – к бабушке Фене
Будущий Герой Советского Союза появился на свет в апреле 1925 года. Его отец Павел Живов в Гражданскую войну бил петлюровцев в составе конной армии Буденного. Кроме Толи у мамы Евдокии Григорьевны были еще дочери: старшая Клавдия, средняя Мария и младшая Зиночка. В 1931 году семья переехала в столицу: родители устроились работать на комбинат «Трехгорная мануфактура» и получили двухкомнатную квартиру в Стрельбищенском переулке Краснопресненского района.
Спустя пять лет скоропостижно скончался отец, и Евдокия Григорьевна осталась одна с четырьмя детьми. Мария была неизлечимо больна, и на Толю как на единственного мужчину в семье легла большая ответственность. Немалую часть забот по уходу за маленькой Зиночкой и Марией он взял на себя.
Летом Живовы отправлялись в родное Кузьмищево к бабуле Федосье Петровне. За звонкий красивый голос и высокий рост односельчане прозвали ее «Конопелька» – по словам из песни, которую бабушка Феня исполняла на всех сельских праздниках. И уж очень любила Федосья Петровна своих москвичей, которых с нетерпением ждала каждое лето.
Они платили ей тем же: помогали по дому и по хозяйству, вместе обрабатывали огород, заготавливали на зиму дрова. Толя часто выносил на свежий воздух больную Машеньку, укрывая ее от солнца большим зонтом.
Мальчик с детства был трудолюбивым, уважительным, открытым и честным с друзьями. Он крепко стоял на земле и не стремился к высоким должностям. Любимой бабуле он рассказывал о том, что мечтает о рабочей профессии.
Не забудем!
Мемориальная плита в Кузьмищеве.
- Пока Евдокия Григорьевна, мама Анатолия, была жива, она часто приезжала в родное Кузьмищево, на могилу бабушки Фени, умершей в 1945 году. На митингах рассказывала школьникам о подвиге сына, вела переписку с красными следопытами из Тарусской восьмилетней школы, ныне – средняя школа № 2 имени ученого В.З. Власова. В этой школе память об Анатолии Павловиче хранят по сей день: экспозиционный стенд с именами пяти героев-тарусян, среди которых имя Анатолия Живова, оформлен в школьном музее. Еще один такой стенд организован в музейно-краеведческом комплексе «Дом Позняковых».
- В 2017 году по инициативе депутатского корпуса и по предложению главы сельского поселения «Село Кузьмищево» Татьяны Трофимовой на воинском захоронении в центре села установили мемориальную плиту в честь Анатолия Живова.
- Специальный стенд «Наш герой», посвященный его подвигу, оформлен в краеведческом уголке Кузьмищевской сельской библиотеки.
- Имя Анатолия Живова носит одна из самых протяженных и живописных улиц Тарусы.
- Мемориальная мраморная плита с именами героев-тарусян украшает площадь перед стелой в честь воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, в центре Тарусы, на крутояре Оки. Здесь тоже высечено имя Живова.
- В Краснопресненском районе Москвы именем Анатолия Живова названа улица, на которой долгое время жила мама героя. Именами Анатолия Живова и Юрия Костикова названа московская школа № 2055, в которой учились оба героя.
Мемориальная плита в Кузьмищеве.
Заводская жизнь
И его мечты отчасти сбылись. После семи классов, учитывая непростое материальное положение семьи, Толя устроился на Московский авиационный завод. Здесь под руководством опытного наставника он быстро освоил профессию слесаря, а затем – токаря третьего разряда. С первой зарплаты парень купил маме красивую кофту, а со следующей – мандолину младшенькой Зиночке.
В июне 1941 года 16-летний юноша попытался отправиться на фронт. С этой целью он пошел на призывной пункт, расположенный в родной школе. Офицер, едва взглянув на худенького подростка, посоветовал ему возвращаться домой и помогать фронту в тылу.
В октябре 1941 года Московский авиационный завод эвакуировали в Сибирь, и Толя с Клавой устроились на Трехгорную мануфактуру, где продолжала работать их мама.
На комбинате Анатолия приняли токарем в механический цех, закрепив за ним старый токарный станок. Работящий молодой человек быстро вошел в новый трудовой коллектив, часто перевыполняя норму заказов для фронта. А еще он вместе с сестрами и мамой в составе дружин рабочего поселка песком и водой тушил зажигательные бомбы, которые фашистские летчики сбрасывали на гражданские поселения во время своих бандитских налетов. Благодаря этим дежурствам в их рабочем поселке не сгорел ни один деревянный дом.
Без права переписки
Однажды Анатолий на 10 минут оставил включенным токарный станок, чтобы помочь ученику заточить токарный резец. Электродвигатель станка вышел из строя, и парня обвинили в умышленной порче оборудования. А дальше – лишение свободы, военный трибунал и приговор: два года тюремного заключения строгого режима без права переписки.
Во глубине Джездинских руд…
В селе Джезда Казахской ССР были залежи марганцевой руды, остро необходимой в производстве броневой стали для танков, пушек и кораблей.
Сюда накануне нового 1943 года прибыл Анатолий Живов вместе с другими осужденными москвичами. Толя вручную грузил марганцевую руду на специальные автомашины и железнодорожные платформы.
Шанс на свободу
В апреле 1943 года Анатолий вошел в призывной возраст. Он горел желанием бить фашистов вместе с тысячами советских парней. К тому же ему хотелось свободы, возобновления утраченной связи с любимыми людьми хотя бы через письма. И тогда Толя пишет заявление в Джезказганский военкомат с просьбой заменить ему судимость отправкой на фронт.
Благодаря военкому, казаху по национальности, Анатолию удалось избежать штрафбата, куда обычно отправляли осужденных кровью искупать свою вину. Вместо этого он попал в Петропавловск, где в запасном полку прошел воинскую подготовку и курсы телефонистов.
Самый младший в полку
В октябре 1943 года Анатолий поступает на службу телефонистом взвода связи в 827-й стрелковый полк 302-й стрелковой дивизии 2-й гвардейской армии Южного фронта.
Светлочубый москвич, как называли его боевые товарищи, был самым младшим в полку по возрасту и сроку солдатской службы. Тем не менее в его рядах он занял достойное место, не единожды на деле доказав свою боеспособность, преданность Родине и боевому братству.
Весной 1944 года 302-я стрелковая дивизия вошла в состав 60-й армии под командованием генерала Черняховского. 29 марта бойцы соединения приняли от командования задачу уничтожить вражескую группировку, занявшую оборонительные позиции в Тернополе, – это были дивизии СС, добровольческая пехотная дивизия «Галиция» и 500-й отдельный штрафной батальон.
Враги были отменно вооружены. Нашим ребятам предстояло вступить в уличные бои с опытными головорезами, которые получили приказ сражаться до последнего солдата.
6 апреля батальон, в котором служил Анатолий, получил боевую задачу: овладеть тюрьмой и прилегающими к ней зданиями в 37-м квартале.
Из записей Центрального архива МО РФ:
«Тюрьму немцы превратили в мощный опорный пункт. В полутораметровых по толщине стенах ограды тюрьмы и в самом здании были пробиты бойницы, из которых противник вел интенсивный огонь – пулеметный, автоматный, контролируя все подходы и перекрестки улиц почти посередине… Все наши попытки овладеть тюрьмой были безуспешными, в результате чего имелись большие потери. Противник в большом количестве применял фаустпатроны, гранатометы, пулеметы, автоматы, которые на короткой дистанции наносят тяжелый урон живой силе и технике».
Дорога в вечность
Утро 7 апреля выдалось спокойным и ясным. Красноармеец Анатолий Живов встретил начало этого дня с открытой душой и надеждой на его лучший исход.
Но фашисты не собирались сдаваться. Они крепко держали оборону тюрьмы, и штурмовикам никак не удавалось прорвать ее. В стене перед зданием тюрьмы немцы пробили амбразуры, и каждый раз при очередном штурме на наших ребят обрушивался шквальный огонь.
Одна из таких огневых точек оказалась необычайно активной. Ее нужно было срочно загасить. Анатолий Живов добровольно вызвался уничтожить ее, забросав бутылками с горючей смесью.
На короткое время стрельба прекратилась, и одна из штурмовых групп бросилась в атаку. И вдруг из этой же амбразуры с еще большим остервенением застрочил вражеский пулемет. Наши штурмовики вынуждены были залечь на безопасном расстоянии, а озверевший фашист продолжал извергать смертоносное железо.
Живов оценил, что оказался в безопасной зоне и пулемет находится к нему ближе, чем к его товарищам.
Собрав тающие от ранения последние силы, Анатолий встал в полный рост, несколькими прыжками домчался до амбразуры и собственным телом закрыл смертоносный огонь…
Нет героев в своём Отечестве?
Мы решили узнать, имеют ли тарусяне и жители села Кузьмищево представление о том, кто такой Анатолий Живов и какой подвиг он совершил. Спросили об этом случайных прохожих, и вот что выяснилось.
Школьники из села Кузьмищево – две девочки лет 13 и два мальчика 8 и 11 лет – ничего не знают о своем земляке.
В этом же признались мама Марина и дочь Настя, которые в 2012 году приехали на постоянное место жительства в Тарусский район из ЛНР.
Мама Софья и дочь Алиса – тарусянки. О том, что есть такой герой Анатолий Живов, они тоже не знают. Софья пояснила, что после классных часов Алиса рассказывает о генерале Ефремове и маршале Жукове. Может быть, до истории Анатолия Живова в школе пока не дошли?
Тарусянин Валерий проживает на улице Живова. В 90-х годах переехал в райцентр из села Некрасово. Об Анатолии Живове знает, но о том, какой именно подвиг он совершил, ему неизвестно.
Возможно, выборка из девяти человек не слишком показательна для формирования мнения о неосведомленности людей о подвиге наших героев. К тому же, как пояснили в администрации села Кузьмищево, состав его жителей в последнее время сменился почти полностью. Теперь в поселении проживают в основном приезжие люди, которые совсем не знают истории этих мест и не интересуются ею.
Тарусская школа № 2 недавно пережила капитальный ремонт, во время которого ребят обучали в другом учебном заведении. Соответственно недавно был восстановлен и школьный музей, и еще не все ребята смогли посетить его.
Однако, каковы бы ни были причины таких «слепых пятен», подвиг народа во времена Великой Отечественной войны нельзя предавать забвению: это смертельно опасно. В этом все мы убедились, наблюдая за событиями на Украине.
История повторяется. И сейчас уже наши современные ребята, очень похожие на Анатолия Живова и других советских парней, защищавших Родину в 1941 – 1945 годах, гонят обнаглевших неофашистов с нашей земли. И так же, как Анатолию Живову, эта работа порой стоит им жизни.
Помочь нашим защитникам бороться с фашистской нечистью можем и мы. Хотя бы тем, что будем хранить память о наших героических земляках и передавать ее молодому поколению.
Стенд, посвященный тарусянам, Героям Советского Союза, в школьном музее.
Бюст А. Живова на аллее Славы в Старом парке Тернополя.
Всего лишь неделю молодой связист не дожил до полного освобождения Тернополя. Ему не суждено было узнать, что своим подвигом он дал возможность товарищам занять один из домов 37-го квартала в ста метрах от тюрьмы.
Не узнал Анатолий Живов и о присвоении ему звания Героя Советского Союза. Солдат ушел в вечность, оставшись в нашей памяти одним из самых молодых героев Великой страны.
Не узнал Анатолий Живов и о присвоении ему звания Героя Советского Союза. Солдат ушел в вечность, оставшись в нашей памяти одним из самых молодых героев Великой страны.
Ирина ТОКАРЕВА.
Фото автора и из архива Кузьмищевской сельской библиотеки.