Минцифры России прорабатывает возможности применения ЕБС (Единой биометрической системы) в различных сферах правоотношений и ведет работу по возможности сбора биометрических образцов в МФЦ по желанию граждан. Оно разработало соответствующий проект постановления правительства, который опубликован для общественного обсуждения.
Готовы ли мы к такому активному применению цифровых технологий?
Власть
Олег Качанов, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ:
– Наличие или отсутствие биометрии не повлияет на получение гражданами доступа к госуслугам в электронном виде. Биометрические данные могут быть использованы в будущем лишь по желанию пользователя в качестве дополнительного фактора аутентификации для усиления безопасности доступа в личный кабинет на портале госуслуг. Пользователь самостоятельно может выбирать способ аутентификации.Эксперт
Юрий Зельников, уполномоченный по правам человека в Калужской области:
– Внедрение в 2018 году Единой биометрической системы — эксперимент, следующий мировому тренду, в котором банки выступают в роли первопроходцев. Если удаленная идентификация по биометрическим данным продемонстрирует хорошие результаты и не вызовет масштабных проблем, то можно ожидать ее распространения и на другие задачи — в первую очередь на ресурсы «электронного правительства».Однако создание массовых баз биометрических данных вызывает серьезную озабоченность в области соблюдения прав человека. Такие данные носят особо конфиденциальный характер, поскольку они по определению неразрывно связаны с конкретным лицом и его жизнью и могут подвергаться серьезным злоупотреблениям. С учетом этих рисков при сборе биометрических данных следует уделять особое внимание вопросам необходимости и соразмерности. В этой связи приступать к осуществлению масштабных проектов с использованием биометрических данных необходимо, внедрив адекватные правовые и процессуальные гарантии прав человека.
Полагаю, что главной проблемой в отношении повсеместного распространения биометрии является вопрос безопасности баз данных. ФСБ обоснованно считает, что подобные материалы должны охраняться максимально надежно, и предъявила банкам требования к защите биометрических данных, аналогичные обеспечению безопасности сведений, составляющих государственную тайну. Если сведения такого рода будут охраняться столь же тщательно, как государственная тайна, то мы сможем надеяться на низкий риск их раскрытия неуполномоченным лицам. В то же время нельзя забывать и об опасениях другого рода: всеобщий сбор биометрических данных может послужить столь же всеобщему контролю над людьми и нарушением права на неприкосновенность частной жизни.