Живая история
«За десять дней до Троицы в селе Бутчино отмечали праздник Вознесения… В этот же день проводился обряд кумления. Девушки уходили в березовую рощу, где на поляне располагались две молодые березы, соединяли их вершины и сплетали ветви. Желающие покумиться вешали свои кресты на березу. Все участницы гулянья пели песни, а решившие покумиться подруги целовали друг друга через кольцо шнурка креста и обменивались крестами. Их дружба становилась особенно тесной».(Из книги «Народная кукла села Бутчино»).

Какое, казалось бы, дело выпускнику Московского архитектурного института, принимавшему участие в реставрации храма Христа Спасителя, башен и стен Кремля, главному архитектору крупных проектов, до традиций и обычаев маленького села на юго-западе Калужской области?
– Я родился неподалеку, в селе Кузнецы, а вырос в Бутчине, – поясняет Олег ЛЯМЦЕВ. – Оттуда родом моя мама да и вся родня. Меня всегда привлекали этнография, народные традиции и ремесла родного края.
Возможно, увлечение от мамы и передалось: преподаватель химии и биологии Александра Яковлевна Лямцева во время работы в местной школе организовала там небольшой этнографический музей.
Олег с детства хорошо рисовал, увлекался разнообразной резьбой по дереву, выжиганием, чеканкой… Мечта стать архитектором привела сначала в московский техникум, а затем в МАРХИ, дала возможность жить и работать в столице.
Однако увлечение историей родного края не отпускало. Уже много лет проработав архитектором, Олег Лямцев в течение четырех лет приезжал в Калугу на занятия: учился искусству лепки хлудневской игрушки у известного народного мастера России Александра Лондарева. И регулярно бывал в Бутчине, изучал историю и традиции своего края, внимательно исследовал и подробно описал несколько типов народных кукол. Причем некоторые из них, в том числе кукла-«кукушка» из березовых веток и кукла-«кукушка» в поленце были зафиксированы и описаны впервые. Об этих куклах исследователю поведали местные жители и его мама.

«В Семик (четверг перед Троицей) «крестили «кукушку». Сделанную куклу размещали над небольшим костерком так, чтобы ее обдувало дымком. Девушки, женщины нашептывали ей свои беды. На третий день «кукушку», а с ней все женские беды, «хоронили».
В самый день праздника, в воскресенье, молодежь после обеда шла в лес «завивать венки»... Водили хороводы, пели песни, танцевали под гармонь, готовили яичницу, жарили сало и ветчину.
…
Через неделю на той же поляне «развивали венки»: исполняли хороводные песни, повторяли набор игр и состав блюд.Снимали венки с березы, завитые на Троицу, надевали их на голову. С песнями и плясками шли к реке. Венки бросали в реку и гадали: чей венок потонет, того и желание не исполнится».
(Из книги «Народная кукла села Бутчино»).
В некоторых обрядах куклу через неделю выкапывали. Если раньше место «захоронения» находили и разоряли ребята, девушки расстраивались – считали, что это к несчастью.
В самый день праздника, в воскресенье, молодежь после обеда шла в лес «завивать венки»... Водили хороводы, пели песни, танцевали под гармонь, готовили яичницу, жарили сало и ветчину.
…
Через неделю на той же поляне «развивали венки»: исполняли хороводные песни, повторяли набор игр и состав блюд.Снимали венки с березы, завитые на Троицу, надевали их на голову. С песнями и плясками шли к реке. Венки бросали в реку и гадали: чей венок потонет, того и желание не исполнится».
(Из книги «Народная кукла села Бутчино»).
В некоторых обрядах куклу через неделю выкапывали. Если раньше место «захоронения» находили и разоряли ребята, девушки расстраивались – считали, что это к несчастью.
«Берёзовые» куклы
Известная каждому с детства песня «Во поле березонька стояла» порой вызывает недоумение: зачем, собственно, березоньку «ломати»? А вот как раз для того, чтобы сделать… куклу. Такую куклу-«кукушку» делали в селе Бутчино с давних времен на Троицу.Впрочем, «березовый» обряд существовал и до появления Троицы – не секрет, что церковные праздники народ часто «объединял» с языческими. Так и Троица слилась в народных традициях с праздником «Русальная неделя», или Семик. К нему относится множество различных обрядов, связанных с березой, в том числе и описанный в книге обряд кумления: только целовались при этом не через веревочку, на которой висел крестик, а через березовый венок. «Покумившиеся» становились друг другу почти родственниками.
Береза была главным символом Троицы: ею украшали избы и дворы, из нее плели венки, где-то березу как раз «заламывали», нагибая ствол к земле и переплетая с травой, где-то делали из ветвей птицу-кукушку, которую сажали на березу...
А вот в Бутчине и окрестных селах бытовала традиция делать не птицу, а человеческую фигурку из березовых ветвей, оплетая ее травой «кукушкины слезы». Подробное описание ее изготовления и связанных с ней обрядов дает в своей книге Олег Лямцев.
– Я много слышал об этой кукле, очень хотел описать процесс изготовления, расспрашивал пожилых местных жителей, – вспоминает исследователь. – А однажды спросил об этом маму, которая также увлекается краеведением. И вдруг услышал, что она в детстве с подружками делала подобные куклы.
Александра Яковлевна и провела мастер-класс по изготовлению уникальной примитивной куклы. Все этапы изготовления были зафиксированы и вошли в книгу: здесь есть и подробное описание, и фотографии, и иллюстрации, нарисованные автором.
Как «кукушку» хоронили
Любопытно, что в советские времена традиция не исчезла. Более того, она будто вернулась к язычеству: в Советском Союзе церковные праздники, как известно, не отмечались. Зато в Куйбышевском районе проводился «Праздник русской березы» - с песнями, плясками, венками и древней традицией изготовления обрядовой куклы.
– В нашем районе идет четкое разделение традиций на севере и на юге, – делится многолетними наблюдениями Олег Анатольевич. – Даже день празднования Троицы и Духов день различаются: у нас на юге района Троица отмечается на 50-й день после Пасхи, Духов день – на 51-й. На севере же района Духов день отмечают перед Троицей.
Но самое интересное в том, что отличаются и обрядовые куклы, которых изготавливают для празднования. Если на юге, в бывшей Бутчинской волости, ее мастерят из березовых веток и размером она всего с локоть, то на севере района березовую куклу делают в человеческий рост из двух молоденьких берез. Этот давний обряд на Духов день многие годы хранят жители села Троицкое. Довольно поздно у исследователей возник интерес к обрядам на Троицу и на Духов день.
Приезжали и в Бутчино фольклорные экспедиции, а в 1986 году студенты МГУ им. Ломоносова совместно с Институтом кинематографии им. С.А. Герасимова приехали в Бутчино специально, чтобы снять, зафиксировать «крещение» и похороны куклы-«кукушки». Реконструкцию обряда провел фольклорный хор села Бутчино, в результате появился документальный фильм «Похороны «кукушки» – восстановленный обряд».
– Здесь много знакомых бабушек, – замечает Олег Анатольевич. Несколько кадров из документального фильма стали иллюстрациями в его книге.
С течением времени традиции меняются, и это тоже важно для исследователя. В 2016 году, через 30 лет после съемок документального фильма, где также был снят и обряд на Духов день в селе Троицкое, Олег Лямцев с мамой вновь его зафиксировали: сделали фото, видео, описание. В планах – провести съемку праздника Духов день в селе Троицкое и в 2026-м.
«Калужское Полесье»

Так называется частный культурно-выставочный центр, который уже больше 15 лет существует в селе Бутчино Куйбышевского района. Его директор и организатор – Александра Яковлевна Лямцева. Собирать предметы крестьянского быта и народный костюм родной волости она начала еще во время своей работы в местной школе. Со временем к этому подключились сыновья Олег и Андрей.
В этнографическом зале нашли отражение уклад жизни обитателей села Бутчино и других мест бывшей Калужской губернии: коллекция подлинных народных костюмов, всевозможная домашняя утварь, орудия труда крестьян и, конечно, народная игрушка.
Еще один музейный зал занимают картины художника наивного направления Сергея Абрамовича Калявкина из Кировского района, творчество которого особенно ценит Олег Лямцев.
В третьем зале музея расположились материалы для работы и книги, которых у создателей музея великое множество. Ну а в четвертой комнате – мастерская брата Андрея, который выполняет всю техническую работу в здании и при этом занимается старинным портняжным промыслом, которым занимался и отец: шьет всегда востребованные на селе бурки – разновидность традиционных шитых утепленных сапог.

Так называется частный культурно-выставочный центр, который уже больше 15 лет существует в селе Бутчино Куйбышевского района. Его директор и организатор – Александра Яковлевна Лямцева. Собирать предметы крестьянского быта и народный костюм родной волости она начала еще во время своей работы в местной школе. Со временем к этому подключились сыновья Олег и Андрей.
В этнографическом зале нашли отражение уклад жизни обитателей села Бутчино и других мест бывшей Калужской губернии: коллекция подлинных народных костюмов, всевозможная домашняя утварь, орудия труда крестьян и, конечно, народная игрушка.
Еще один музейный зал занимают картины художника наивного направления Сергея Абрамовича Калявкина из Кировского района, творчество которого особенно ценит Олег Лямцев.
В третьем зале музея расположились материалы для работы и книги, которых у создателей музея великое множество. Ну а в четвертой комнате – мастерская брата Андрея, который выполняет всю техническую работу в здании и при этом занимается старинным портняжным промыслом, которым занимался и отец: шьет всегда востребованные на селе бурки – разновидность традиционных шитых утепленных сапог.
У Олега Лямцева много увлечений: он исследует связь советских поэтов и писателей с Калужским краем, народную архитектуру, мастерит авторскую деревянную игрушку, готовит к изданию книги: пишет текст, фотографирует, делает иллюстрации и даже продумывает дизайн будущей публикации.
В этом году Троица приходится на 8 июня, так что можно успеть сделать народную куклу-«кукушку» из березовых веток, полосок ткани или из чулка – такая кукла тоже бытовала в Бутчине, и ее описание также есть в книге Олега Лямцева.

Кукла-«кукушка» из берёзовых веток
Взять две пушистые березовые ветки, верхнюю тонкую часть связать узлом – это будет голова куклы.
Из общего пучка отделить в разные стороны две ветки – руки. Перевязать пучком травы в области шеи . Вторым пучком перевязать в области талии. Толстые концы веток – это ножки.
Кукла-«кукушка» в поленце

Кукла-«кукушка» из берёзовых веток
Взять две пушистые березовые ветки, верхнюю тонкую часть связать узлом – это будет голова куклы.
Из общего пучка отделить в разные стороны две ветки – руки. Перевязать пучком травы в области шеи . Вторым пучком перевязать в области талии. Толстые концы веток – это ножки.
Кукла-«кукушка» в поленце
«Куклу делали прямо в осиннике – свертывали из тряпочек, что брали с собой.
Тряпичную куклу, уложенную в поленце, девушки хоронили в землю. Делали это втайне от парней, которые в это время разводили костер и жарили яичницу (обрядовая еда). Парни, в свою очередь, старались увидеть, где девушки зарывают куклу-«кукушку». Если им удавалось проследить за девушками, выбрасывали куклу. За это девушки переворачивали сковороду с яичницей».
Кукла-«кукушка» из чулка
«Как вариант, в XX веке роль туловища выполнял хлопчатобумажный чулок, набитый тряпками… Далее рисовали лицо с большими глазами. Куклу пеленали, как младенца. На голову повязывали красный платок концами вперед.
«Кукушка» и «кукун»

Чем крупнее село, тем сложнее куклы. Так, в крупном селе Бутчино… бытовали куклы с ручками и ножками, обряженные в одежду. Старожилы села не помнят, что делали с этими парными куклами, но есть фиксация праздника «Кукушечник» в Жиздринском районе: ветку с куклами несли на поляну, устанавливали между двух берез и «крестили» куклы: обвивали их вышитым полотенцем. Вторым полотенцем связывали верхушки берез, которые считались кумами. Затем девушки и даже парни кумились.Куклы в этом обряде использовали для игры. Девушки становились в круг и незаметно передавали куклы друг другу, водящий парень должен был угадать, у кого кукла. Если угадывал – целовал девушку.
Наталья ЛУГОВАЯ.
Фото из архива Олега Лямцева.

Газета
Прямая линия













