Приземляемся на трассе
– Преимущество вертолета в том, что он может садиться на неподготовленные площадки. У нас есть опыт приземления на пришкольные и околобольничные территории, стадионы, парковки. А в Хвастовичах мы как-то сели в поле. В условиях городской застройки и плотного трафика вертолет быстрее доберется к больному или на дорожно-транспортное происшествие. Он эффективнее машины укладывается в «золотой час», в течение которого медицинская помощь наиболее результативна, – отметила главный врач Регионального центра скорой медицинской помощи и медицины катастроф Анна ЧЕРНОВА.
Совместно с «Автодором» и ГИБДД сотрудники санавиации проехали основные федеральные трассы и отработали все возможные участки приземления в случае ДТП. Поднять и приземлить вертолет – это большая работа.
– В этом году, вылетая на ДТП, мы могли приземляться прямо на трассе, забирали пострадавшего и перевозили в больницу, – с гордостью рассказывает Анна Чернова. – Большое ДТП случилось, помню, на границе Калужской и Московской областей. В таких случаях время всегда играет против водителей и пассажиров, которые пострадали. Их надо доставить в больницу как можно быстрее, тогда больше шансов выжить, поправиться и в дальнейшем вернуться к привычной жизни. Вызвали вертолет, мы приземлились, забрали тяжелого пациента с сочетанными травмами, и уже через 30 минут он был в областной больнице. Сколько бы мы ехали на машине? Часа два однозначно. А крылатая скорая помогает нам сократить время доставки пациента в 2-3 раза.
Летим туда, где нужны
А вот еще случай из практики. С ребенком в Мосальске случилась беда. На место трагедии срочно вылетела бригада санавиации. И тут выяснилось, что хирургическую помощь ребенку смогут оказать только в федеральном центре. Забрали малыша и взяли курс на Москву. Там по линии медицины катастроф в Подушкино Калужскую бригаду уже встречала специализированная московская скорая. Уже через 20 минут маленький пациент был в операционной, где его успешно прооперировали. Без вертолетной скорой ребенок, скорее всего, погиб бы, потому что это был как раз случай, когда помочь ребенку могли специалисты из разряда штучных, которых один-два на всю страну.
– Когда мы в экстренной ситуации можем в кратчайшие сроки доставить пациента и спасти ему жизнь – это большое для нас счастье, – говорит Анна Чернова. – Чаще всего мы, конечно, летаем в отдаленные районы области: Киров, Людиново, Хвастовичи, Боровск. В этом году темп нам задавала областная больница, которая постоянно совершенствует методы оказания медицинской помощи и пробует новые технологии. Один из новых – метод лечения острого мозгового кровообращения – тромбоэкстракция артерий мозга. Это когда врачи механически удаляют тромбы из сосудов. Из больницы звонят, торопят: надо скорее, через час пациент должен быть на операционном столе. И мы летим сломя голову. Пока мы в воздухе, коллеги разворачивают операционную – все на местах, от врачей диагностики до оперирующих хирургов, которые ждут этого больного. Наш «Ансат» приземляется на вертолетной площадке прямо на территории, и больного везут в операционную. Уф, успели! Вот для этого и нужна скорая помощь. И не только крылатая. Мы должны незамедлительно действовать в экстренных ситуациях, создавая возможности для выздоровления пациентов. Бывает нас ругают, что мы задержались, но надо помнить, что перед нашей службой стоят задачи спасения прежде всего жизни человека. Если бригада занята на оказании экстренной помощи, когда медлить нельзя, то неотложная помощь может быть задержана. Даже в нашем главном документе, федеральном 388-м Порядке оказания скорой помощи, написано, что неотложная помощь оказывается по мере освобождения от экстренных вызовов. А вот на экстренные вызовы, там, где от времени зависит жизнь пациента, мы должны прибыть как можно быстрее.
Доставлял вертолет и беременных в перинатальный центр. И всегда вовремя, малыши появлялись на свет в комфортных условиях центра. А вот в машинах скорой помощи в этом году случались роды. Хоть и приезжала бригада на вызов своевременно, но путь из отдаленного населенного пункта не близкий.
– Слава богу, что все малыши родились здоровенькими, и мы уже вместе с мамами доставили их в перинатальный центр, – вспоминает Анна Чернова.
Мал, да удал
Кстати, бытует мнение, что вертолет маленький, тесный, в нем не развернуться. Но это не так. Салон вертолета ничем по комфорту не уступает машине скорой помощи. Туда также на выкатных носилках помещается пациент. Внутри есть аппарат искусственной вентиляции легких, кислород, переносной кардиограф и все необходимое для оказания медицинской помощи до доставки больного в лечебное учреждение. Во время транспортировки пациенту оказывается помощь. Есть только нюансы – шум на высоте, поэтому бригада работает в специальных наушниках, но есть микрофоны, позволяющие медикам слышать друг друга.

Как только в единую диспетчерскую поступает вызов, специально обученная бригада медиков скорой помощи спешит в аэропорт Грабцево. И уже через несколько минут в небе можно увидеть юркий и маневренный «Ансат». Это значит, все непременно будет хорошо.
Среди пациентов бригады санитарной авиации в этом году 30 детей. Чаще всего перевозили пациентов в случае травм, отравлений, инфаркта миокарда, инсульта, беременности и родов.
Решение о необходимости эвакуации санавиацией принимает бригада скорой помощи. Авиацию используют для пациентов, которые нуждаются в экстренном лечении в областных и федеральных медучреждениях. В перелете пациента сопровождают медики.
Автопарк медицинских организаций пополнится 198 автомобилями.
Минздрав заключил 669 договоров о целевом обучении.
Ждем возращения новых специалистов в регион.
В этом году по проекту «Модернизации первичного звена здравоохранения в Калужской области до 2021-2025 годов» смонтировано
26 модульных фельдшерско-акушерских пунктов.
В Центральной межрайонной больнице № 1 г. Кирова открылся центр амбулаторной онкологической помощи для пациентов не только из Кировского,
но и Людиновского, Жиздринского, Хвастовичского, Барятинского, Куйбышевского и Спас-Деменского районов.
Это уже третий центр в нашей области.
Открытие центра стало возможным благодаря национальному проекту «Борьба с онкологическими заболеваниями»
СПРАВКА
«Ансат» производят на заводе в Казани. Максимально развиваемая им скорость 275 км/ч. Может летать на расстояния свыше 500 км.
Пилотов набирают из военных летчиков с большим опытом. Полеты в городе — особый навык: мало места, кругом провода, электроопоры, но летчики санавиации могут приземлиться по любым координатам, в любую точку. Это ювелирная работа, ведь они отвечают за безопасность не только бригады врачей, но и пациента.
Фото из архива калужской скорой.

Газета
Прямая линия












