Поговорим сегодня о модном тренде уходящего года. Хотя как-то неуклюже сочетается англицизм «тренд» с исконно русским головным убором.
Возвращение к славянской эстетике
Без сомнений, кокошник - главный символ российской моды-2025. За минувший год его продажи на маркетплейсах выросли более чем вдвое.Что же повлияло на возвращение кокошника в гардероб россиянок, в том числе представительниц юного поколения? Новая волна популярности группы «Золотое кольцо» и ее увенчанной кокошником солистки Надежды Кадышевой - вряд ли причина, это скорее еще одно проявление возрождающегося интереса к славянской эстетике.
Наверняка одним из важных факторов возвращения к корням становится подспудное сопротивление жителей регионов с преобладающим славянским населением неконтролируемой миграции. Например, недавно широко обсуждался случай в одной из школ Свердловской области, где ученице запретили приходить на уроки в ободке, стилизованном под кокошник. Большинство комментариев в соцсетях сводилось к фразе: «Почему им в хиджабах можно, а нам в кокошниках нельзя?»
А ля рюс
Кокошник - атрибут русской женщины из далекого прошлого. Напоминающие его головные уборы археологи нашли в новгородских женских погребениях X - XII веков. А само слово «кокошник» впервые упоминается в письменных источниках в XVI веке. Происходит оно от слова «кокошь» - курица. А там, где курица, там и гнездо, и цыплята. Вот и получается, что кокошник - атрибут хранительницы домашнего очага, символ ее заботы о семье, о детях.Ясное дело, красно-украшенные кокошники носили женщины родовитые и богатые. Да и часто ли носили, скорее всего, «раз в год под исход», по великим праздникам и особо торжественным случаям.
В самом начале XVIII века Петр Великий специальным указом запретил знати и горожанам традиционную русскую одежду. Сменить ее надо было на европейский костюм, за нарушения предусматривались солидные штрафы.
Так бы и канул в Лету наш кокошник, если бы матушка-императрица Екатерина II (кстати, чистокровная немка) не ввела моду на стиль «а ля рюс». Правда, речь шла прежде всего о маскарадных костюмах. Карнавальная традиция продержалась до 1903 года, когда Николай II дал последний в истории императорский бал, на котором все присутствующие, включая августейших особ, были в традиционных костюмах эпохи царя Алексея Михайловича, отца Петра I. Блистательные участники этого маскарада даже стали прототипами для колоды игральных карт «Русский стиль». Все четыре дамы в ней щеголяют в богатых кокошниках разных типов.
Крестьянская доля
А что же простой народ? Понятное дело, русской крестьянке было не до кокошника. Носила она куда более скромный и практичный головной убор - повойник. Это мягкая шапочка из простой ткани, полностью скрывающая заплетенные в косы волосы. Она была обязательным аксессуаром замужних женщин. Иногда те даже спали в повойниках: ходить простоволосой считалось позором, в том числе при домочадцах.Непреложная истина - все женщины вне зависимости от исторической эпохи, классовой принадлежности и уровня достатка любят принарядиться. В арсенале наших прабабушек были не только повседневные, но и праздничные повойники. Некоторые представляли собой настоящие произведения искусства - были декорированы тесьмой, бисером, бусинами, вышивкой и кокошникам не уступали. Стоила такая красота дорого. Мастерица, умеющая шить повойники, была одна на всю деревню, а то и на округу.
В калужском стиле
Участницы народного самодеятельного коллектива «Толока» областного Дома народного творчества и кино «Центральный» Ирина Соловьева, Александра Огородник, Светлана Сивкова и Вероника Гелюх сделали для всероссийского фестиваля-конкурса «Кокошник в народном искусстве России» пять головных уборов – праздничные повойники Жиздринского, Людиновского, Барятинского и Кировского районов.Мастерицы проделали большую исследовательскую работу: они выезжали в этнографические экспедиции, беседовали с деревенскими бабушками, записывали их рассказы, зарисовывали старинные образцы. Собирая материал, контактировали с Домами культуры, библиотеками, школьными музеями.
– Создание повойника – процесс, требующий труда и терпения, - говорит Ирина СоловьЁва. - В каждом районе был свой канон. В Барятинском, например, сверху на повойник надевали налобную повязку – «пушки» и косынку. Повязка здесь с височными украшениями, расшита бусинами и бисером. В Кировском - повойник был мягким, а очелье, которое надевалось сверху него, жестким, его оживляли бусины, стеклярус и пуговицы. Людиновский вариант тоже представляет шапочку, расшитую бусинами. В Жиздринском районе был более богатый головной убор, в нем позатылье – оборка, закрывающая волосы на затылке, сплетено из бисера, имеет геометрический узор.
В коллекции мастериц есть очень редкие подаренные жительницами деревни Труфаново Барятинского района народные костюмы, которым более ста лет. Сегодня по ним сделаны реплики, в которых наши героини выступают на праздниках и фестивалях. Бывали они в свое время и в Париже, где проводились Дни Калужской области.
Татьяна Савкина
Александр Гаев
Фото Валентины СЛЯДНЕВ, предоставлены
Мариной Завалишиной,
и из открытых источников

Газета
Прямая линия












