На фоне развалин родного дома и уже затихающего пожарища стоит ребенок лет восьми. Выражение его лица трудно передать словами. Подпись гласит, что это Толя ФРОЛОВ из калужского села Ульяново. Савин запечатлел его 13 июля 1943 года, в день освобождения района от немецко-фашистских захватчиков.
Толя из 1943-го
Фотокорреспондент прибыл в село вместе с частями 11-й гвардейской армии и многое, что увидел, снял на пленку. Несколько щелчков затвора фотокамеры – и сегодня мы смотрим на эти снимки, известные в стране и даже мире, как на свидетельство истории.
Счастливые годы
С тех пор минуло 78 лет. Как сложилась судьба паренька с фотографии?
После освобождения района осенью Толя впервые переступил порог школы. Окончил шесть классов, служил в армии в Кенигсберге, затем вернулся в родное село.
Наверное, за все испытания детства все остальные годы жизнь его радовала. В 1960 году Анатолий женился на красавице Валентине. В 1965-м родилась дочка Людочка, а еще раньше они приняли в семью племянницу Надежду, которую воспитывали как родную дочь.
Судьба еще раз свела героя снимка с военным фотокором в 60-е годы. Тогда появилась фотография, на которой Анатолий с дочерью на руках – молодой, красивый, счастливый.
Семья разрослась: у старшей девочки уже родился сын, Людмила окончила 8-й класс, подрастала еще одна дочь, Аленушка.
Всю жизнь Анатолий трудился в родном селе: был радио-монтером, кочегаром, после выхода на пенсию – школьным сторожем. А дольше всего он проработал шофером – это была его стихия. Все уважали его за трудолюбие, отзывчивость, ответственность и доброту. И, наверное, помня свое военное детство, зная, что такое смерть, он помогал спасать чужие жизни, безвозмездно сдавая кровь.
После него остались дочери, внуки и внучки, правнуки. В каждой семье родных ему людей знают о его детстве и бережно хранят фотографии той поры. Это значит, что жизнь нашего героя продолжается.
А вот как рассказывал об истории фотографии сам Анатолий Фролов:Война началась, когда мне едва исполнилось пять лет. И как все это было, помню не очень четко. Многое знаю по рассказам матери Анны Федоровны. К началу войны наша семья состояла из пяти человек: мать, отец Сергей Константинович, бабушка, семилетний брат Митя и я. Жили неплохо, но всему помешала война. С первых же ее дней ушел на фронт отец. Мы его так и не дождались. Только в 1943 году осенью узнали, что он погиб под Брянском.
…Помню, как мать собирала какие-то узлы, хваталась за одно, за другое, и все у нее валилось из рук. Бабушка плакала, а мы с Митькой, притихшие, сидели на печи.
– Одевайтесь, ребятки, да поскорее, – сквозь слезы говорила мать. – Видать, немец к нам рвется. Надо уходить подальше.
Лошадь уже была запряжена. С нами отправились еще две семьи. Только выехали на большак, нас остановили солдаты в форме, которой мы еще никогда не видели. Это была немецкая разведка. Наставили пулемет. Спросили, кто такие.
Мать, крепко прижимая нас к себе, начала торопливо объяснять:
– Мирные жители. Едем к родственникам.
Велели поворачивать обратно. Как уж случилось, не знаю, но мы чудом остались живы.
Вслед за разведчиками в село пришли немецкие части. И началась жизнь, полная лишений. Мы, мальчишки, испытав на себе не одну затрещину от оголтелой солдатни, чаще стали прятаться по домам, а не играть, как раньше, на улице. Так было до июля сорок третьего.
В тот памятный день еще ночью мы услышали взрывы. Это со стороны Фурсова и Старицы наступали советские части. Население уже предвидело большой бой. Все стали прятаться. Мы спрятались под красной церковью... Днем 13 июля носа нельзя было показать: кругом грохотало. К полудню все затихло. Народ стал выходить из убежища.
Село заполняли наши освободители, долгожданные воины Советской армии. Все обнимались, целовались и плакали от радости. Мы, ребята, оглядывали пожарища. Видимо в этот момент и сфотографировал меня военный корреспондент.
Автор новости: Светлана КОЗЫРЕВА
Использована архивная информация.
Фото Владимира КОРМИЛЬЦЕВА, из семейного архива Фроловых и краеведческого музея.

Газета
Прямая линия











