Анастасии Кирилловне было всего 10 лет, когда началась война. Их семья жила в деревне Дряблово Медынского района. Осенью 1941 в деревню пришли фашисты и выгнали всех жителей из своих домов.
«Пришлось жить в погребах. Холод, постоянное чувство голода, непонятная чужая речь... А еще помню яркое зарево пожара, когда горели наши дома. Отступая, гитлеровцы подожгли всё, что могло гореть. После освобождения деревни от немецких оккупантов жили в чудом сохранившихся хозяйственных постройках, а с ранней весны до поздней осени трудились на колхозных полях, ухаживали за скотиной», - вспоминает Анастасия Рыкова.
Нина Иосифовна Ерсак после освобождения от немецко-фашистских захватчиков деревни Чкалово Ферзиковского района, где в годы войны жила их многодетная семья, тоже наравне со взрослыми работала в колхозе. Лошадей практически не осталось, приходилось пахать на быках и коровах. Работали напряженно: вспахивали, сеяли, косили, убирали урожай, кормили, поили, доили коров. Темными вечерами женщины вязали тёплые вещи бойцам, шили кисеты, а затем всё собирали и отправляли на фронт. Работали днём и ночью, не считаясь ни с чем. Главным для всех была Победа над врагом.