Нынешний Грозный выглядит просто фантастически! С трудом верится, что в 2003 году он был признан ООН самым разрушенным городом в мире со времен Второй мировой войны. Поражают размахом самая большая в Европе мечеть «Сердце Чечни», деловой центр с рвущимися в облака высотками, цветочный парк, фонтаны. И чеченская столица продолжает хорошеть и развиваться, сегодня Грозный - один из самых безопасных городов России. Но не только архитектура, атмосфера города, в котором я не был с далекой осени 1989 года, поразили меня. Здесь, на берегу Сунжи, произошла удивительная встреча выпускников Калужского авиационно-технического училища ДОСААФ СССР.
Встретиться помог авиационный бог
Чудеса начались в городе Аргун. Здесь мы, туристы из центральной России, посещали мечеть имени Аймани-Хаджи Кадыровой («Сердце матери»). Первое мая - последний день священного для мусульман месяца Рамадан, в храме шла молитва. Возле мечети я разговорился с человеком примерно моих лет, который ехал в нашем экскурсионном автобусе. Сергей Александров из Обнинска, путешествует вместе с супругой. Через несколько фраз земляк меня ошарашил! Оказалось, он, как и я, работал в Грозненском учебном авиационном центре (ГУАЦ) в 80-е годы, только в разных технико-эксплуатационных службах (ТЭС). Сергей на четыре года раньше меня окончил КАТУ. Кстати сказать, в Чечено-Ингушетии отрабатывало практику много калужан-авиатехников. Как обычно, вопросы: кого знаешь, а помнишь такого-то? Конечно же, сразу нашли много общих товарищей. Один из них - чеченец Мовсуд Арсалиев, который учился в Калуге на одном курсе со мной, а Сергей работал с ним во 2-й ТЭС. Сергей говорит: «С Мовсудом мы созвонились, и он обещал подъехать к столовой в Грозном, где наша экскурсионная группа будет обедать». У меня мурашки по коже - с Мишкой (так мы всегда звали Мовсуда) мы не виделись 32 года!
Объятия на проспекте Мохаммеда Али
И вот она - невероятная встреча! Рукопожатия и объятия с радостными криками возле кафе с греющим душу советским названием «Столовка» на проспекте Мохаммеда Али. «Я тебя, Михася, сразу узнал, - улыбается Мовсуд, - ты почти не изменился». Наш друг тоже узнаваем, только седой как снег. От радости голова кругом, не знаем, что делать дальше. Для начала фоткаемся на память возле автобуса с калужскими номерами.
Приехали в Чечню - погнали в горы!
Интересуемся нашим дальнейшим маршрутом, сколько времени у нас есть в запасе. Оказывается, пять часов - нужно быть в центре Грозного к 19.00. «Приехать в Чечню и не побывать в горах - неправильно», - мудро мыслит Мовсуд и отпрашивает нас у сопровождающей и экскурсовода. «Забирайте их, - улыбаются женщины, - только верните в сохранности». И через секунды мы уже летим на машине в сторону Ведено.

Высоко в горы забираться, конечно же, нет времени - останавливаемся на берегу реки Аржи-Акх на границе Веденского района. Полной грудью вдыхаю весенний горный воздух и думаю: наша жизнь, как горная река, бурлит, перекатывая камни прожитых лет. Фотографируемся на фоне чеченских национальных башен с портретами Владимира Путина и Ахмата Кадырова и уже известным, наверное, на весь мир слоганом: «Ахмат - сила!».
Мовсуд рассказывает много интересного о сегодняшних днях, о том, что довелось пережить на родной земле в свинцовое лихолетье 90-х. Обо всем поведать - не хватит газетной страницы. К сожалению, судьба некоторых ребят (летчиков и технарей), с кем мы работали на аэродроме в станице Калиновской, сложилась трагически, многие уехали от войны в другие регионы и связь с ними пропала.
Нашего друга будет ждать Калуга
Пообщавшись на природе, возвращаемся в Грозный. Еще есть время до отъезда, гуляем в центре города, любуемся достопримечательностями. И не беда, что не удалось нам забраться на смотровую площадку и побывать в музее. Да, если честно, никакие смотровые площадки не заменят дружеского общения, тем более когда люди не виделись целую жизнь.
Но вот и пора прощаться. Мовсуд говорит, чтобы в следующий раз мы приезжали на Чеченскую землю хотя бы на несколько дней, а мы приглашаем товарища-авиатора в гости в Калугу. Он тоже не был в городе на Оке «тысячу лет», пусть вспомнит курсантскую юность и окунется в космическую атмосферу. Жаль только, что наше училище давным-давно не действует, его территория заброшена и представляет собой печальное зрелище…
Если бы меня с завязанными глазами забросили в этот город и сказали, сняв с глаз повязку, что я здесь часто бывал в конце 80-х, я бы, конечно, не поверил и не понял, где нахожусь. Город пережил две войны, был практически полностью уничтожен, но восстал из руин, возродился, обрел новую жизнь. Единственное здание, которое узнаваемо, - храм Михаила Архангела. Он восстановлен, действует и находится под охраной. О трагических и героических днях напоминают таблички на стенах храма с именами бойцов СОБРа и ОМОНа, погибших в марте 1996 года.
Фото автора.

Газета
Прямая линия



























