В Брыни своя «Третьяковка»

Александр КАПЦОВ
15.05.2020 13:53
Эту художественную выставку называют «Васильковкой» – по имени основателя, как и в случае жемчужины мирового значения.

В одной из сельских школ Думиничского района существует уникальная картинная галерея, идейным вдохновителем и спонсором которой стал бывший ученик – Александр Васильков.

Гимн малой родине

В сентябре 2011-го состоялась очередная встреча выпускников Брынской школы. Тогда-то и появились первые четыре картины — подарок от тех, кто окончил учебу в 1971 году. Александр Васильков — один из них, и он считает, что для произведений искусства нет лучшего места, чем школа.

Картины, которые с тех пор появились в коллекции, принадлежат перу профессиональных художников Александра Гуськова и Бориса Мухина. Эти мастера сотрудничали с Брынской школой, точнее, с окрыленными мечтой ее выпускниками (чуть позже к художникам присоединилась Наталья Гуськова).

Многие произведения можно считать воспоминаниями о школе. Часть картин – почти репродукции известных полотен, написанных в конце XIX века. Но благодаря фантазии главного задумщика и художников происходит смешение времен, и на полотнах узнаваемы учителя и ученики местного храма знаний. Взять хотя бы работу «В ученики к аксакалу». Главный герой там — Анатолий Львов, выпускник 1951 года. Уже в 1956-м он преподавал в этой школе. В районе Анатолия Ивановича знают и уважают: он известный краевед, автор нескольких книг, недавно стал Почетным гражданином Думиничского района.

«Родная земля»

Так называется диптих, посвященный известному фермеру Сергею Фетисову. На первом полотне он на переднем плане. Справа ржавые остатки комбайна, фоном – уходящее вдаль заросшее бурьяном поле. Сергей воздел руки, словно от нахлынувших эмоций по поводу человеческой бесхозяйственности. Как известно, Сергей Петрович вернулся из города в родное село и в 1992 году основал КФХ «Братья Фетисовы», ставшее известным по всей области. И вторая картина диптиха имеет простое название «Счастье». На ней всё то же поле, только на нем золотится овес. Фермер пересыпает зерно в ладонях, а сзади работает комбайн, идет уборка. Быть тружеником для Фетисова и есть счастье, он смог это доказать себе и людям.

Летопись

Картины в этой галерее, как вы заметили, не только для красоты и развития художественного вкуса школьников. Это летопись здешних мест – даже виды природы с лесами, оврагами, древними валунами, птицами, зверушками. Например, одно полотно – «Ёж» – может показаться просто милым. На переднем плане девчонки рассматривают ёжика. Но главное здесь — плотина, определившая судьбу не одного поколения жителей этих мест. О ней упоминается с начала XVIII века. Весной 1933 года ее прорвали паводковые воды, в 1964-м началось возведение новой, и через четыре года строительство всего рыбохозяйственного комплекса было завершено. Появилось гидросооружение, ставшее самым большим в регионе, озеро тоже оказалось крупнейшим в области.

Добыча железной руды в предместьях Брыни..JPG Краевед Анатолий Львов в истории Брыни выделяет два века – «железный» и «суконный». Три полотна Александра Гуськова изображают стадии производства железа начиная от добычи руды и заканчивая отправкой продукции в Тулу, где ее использовали для изготовления оружия. Еще две картины посвящены парусно-полотняной фабрике, которая тоже прославила село, ведь брынским сукном снабжалась не только наша армия, оно шло и на экспорт.

Война и мир

Очередная «репродукция» – с известной картины «Письмо с фронта». Тот же солдат, те же дети... Отличается только задний план: у Лактионова он городской, художники Александр и Наталья Гуськовы изобразили центр села Брынь.

Главный герой еще одного полотна – обычный деревенский пастух, седовласый дедушка, который пасет коров на берегу Брынского пруда. Вокруг него собрались дети. Автор идеи раскрывает философию картины в аннотации. Единственный сын дедушки погиб на войне. Остался лишь дневник, который он вёл с юности. Из дневника ясно, как крепко сын любил отчий дом и Родину. Об этом и читают ребята на солнечной поляне. Работа Бориса Мухина называется «Рукопись сына».

Метафорично и совместное произведение Гуськовых «Новая глава» (репродукция с полотна Богданова-Бельского «Новая сказка»). Там детишки прямо на полу читают что-то интересное, словно листая страницы прошлого. А новую главу предстоит написать им самим — название с намеком.

На картине «Отче наш» изображен старец-монах со святым писанием в руке. Похоже, он благословляет детей, играющих за Брынской школой, и среди ребятишек – Карина Чувилина, школьный экскурсовод.

Жизнь продолжается!

Казалось бы, галерея окончательно сформировалась. Но «Васильковка» готова к развитию – Александр Анатольевич изучает жизнь Михаила Пришвина, тот след, который оставила Брынь в творчестве писателя. Как результат — уже появились «пришвинские» картины...

Фото из архива школы.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика