«Людмила Викторовна, здравствуйте. Как далеко вы забрались!..» - пишут ей в соцсетях, рассказывая о своей наладившейся жизни, бывшие подростки из Кировской области - те, кого она когда-то искала по подвалам, оформляла в специнтернат, для кого была «врагом номер один». Десять лет назад Людмила Симкина переехала в Калугу, где была назначена главой областного профильного ведомства ПДН.
Мечты сбываются
«О работе инспектора ПДН я мечтала с детства», - слышать такое признание несколько странно. Но в жизни Людмилы именно так и было.– Мой старший брат был очень хулиганистым подростком – в отличие от меня, правильной и послушной девочки, – рассказывает Людмила Викторовна. – Он постоянно «изобретал» новые шалости, и к нам в дом периодически приходила инспектор ПДН, которая проводила профилактические мероприятия и в нашей школе. Мне очень нравилась эта женщина: ее сдержанность, убедительная спокойная речь, то, как ей шла милицейская форма... Так что я действительно уже в детстве задумалась об этой профессии.
Чуть позже появилась еще одна мечта: стать культурологом. Эта профессия также позволяла много общаться с людьми, рассказывать и объяснять.
Красный диплом педагогического училища открыл студентке дорогу сразу на третий курс университета, где она получила даже две специальности: культуролога и учителя начальных классов.
– Я мечтала уехать в горы, на раскопки, но на последнем курсе меня взяли в «семейный плен», через месяц после получения диплома родился сын, - улыбается Людмила Симкина. – Впрочем, желание трудиться в экстремальных условиях никуда не пропало. Я пришла в милицию, положила на стол два диплома и сказала: хочу работать у вас.
Так Людмила получила должность инспектора ПДН и офицерские погоны.
Форма и содержание
– Я полагала, что основная задача инспектора – разговаривать с подростками, наставлять их на путь истинный, – вспоминает Людмила Викторовна. - Оказалось, работать необходимо и с их родителями, а это порой бывает труднее. Был случай, когда подравшиеся враждующие подростки благодаря нам помирились и даже почти подружились, а их матери, продолжая выяснять отношения, устроили драку у меня в кабинете.«Боевое крещение» молодой инспектор получила в тот день, когда надела новенькую офицерскую форму, о которой мечтала. Она гордо отправилась на очередной вызов.
– Обычный вполне благополучный дом, открытая дверь в квартиру, а там – грязь, тараканы, нечистоты, посреди всего этого спят абсолютно раздетые мужчина и женщина, и между ними ползает восьмимесячный ребенок, который пытается есть из разорванного пакета муку с червяками, - эта картина до сих пор стоит перед глазами инспектора.
Соседи, вызвав полицию, спрятались за закрытыми дверьми. На улице было холодно, вещей в доме не было – Людмила, не раздумывая, сняла новенький китель и завернула в него ребенка.
Но это было лишь первое испытание. Через пару дней в кабинет заявилась та самая пара с угрозами и заявлением о том, что сотрудники полиции украли ребенка. Но и здесь молодой инспектор смогла проявить характер, грамотно выстроить беседу, подкрепив свои слова документами – о фотофиксации в те времена еще речь не шла.
– Им пришлось постараться, чтобы вернуть ребенка, думаю, это стало хорошим уроком. Во всяком случае больше жалоб на них не поступало, - отмечает Людмила Викторовна, которой пришлось еще несколько лет походить в форме с чужого плеча.

Одно из основных направлений работы с подростками –
это профилактика, в том числе проведение специальных профильных смен в лагерях отдыха.
Разговаривать с подростком надо на равных, в нем прежде всего надо видеть человека, они это чувствуют и откликаются.
Права и обязанности
О работе инспектора можно писать книгу: здесь будут и поиски подопечных по клубам и заброшкам, и психологические приемы работы, которыми в совершенстве владеет Людмила Симкина.Кстати, проводить беседы с подростками Людмила Викторовна продолжает и теперь. К ней приводят особенно сложных ребят, зная, что она как никто сможет наладить контакт, найти нужные слова и подсказать нужную тактику в деле их исправления.
Выходные руководителя областной службы ПДН часто тоже посвящены работе, только теперь Людмила Симкина курирует сложные ситуации по телефону. На это может уйти весь день, и семья знает: если мама «на телефоне», мешать нельзя.
Супруг, который всю жизнь проработал в системе УФСИН, всегда относился к этому с пониманием. А вот дети иногда упрекали: и сыну, и дочке казалось, что, не работай родители в силовых структурах, воспитание было бы не таким строгим.
- У наших детей просто шансов не было стать непослушными, - с улыбкой поясняет Людмила.
Двадцатипятилетний сын, с детства приученный к дисциплине, окончил университет МЧС и уже нашел свой профессиональный путь. А вот пятнадцатилетней дочке сделать свой выбор еще предстоит. Но работать в силовых структурах, тем более с подростками, она точно не хочет.
Общение с собственными детьми позволяет Людмиле Симкиной видеть и тенденции в воспитании: нынешние подростки, говорит она, знают свои права и во всех случаях пытаются дискутировать.
– Постоянно в позиции оппозиции, - характеризует это поведение инспектор. – Даже когда пойман с поличным на краже, пытается грозить родителями и судом. Соответственно от нас, сотрудников ПДН, требуется больше выдержки, больше ответственности, большей тщательности в оформлении нарушений. Да, работать стало сложнее. Но я ни разу не пожалела, что выбрала эту профессию.
В этом году подразделение по делам несовершеннолетних системы МВД России отмечает 90-летие деятельности: 31 мая 1935 года Советом народных комиссаров СССР был издан указ о формировании при милицейских отделениях секций по борьбе с беспризорностью и правонарушениями среди несовершеннолетних.
Наталья ЛУГОВАЯ.
Фото автора и из архива Людмилы Симкиной.