Поначалу для мальчишки, пережившего войну, что немецкий, что английский иностранные языки - ничего хорошего. Но потом он все-таки засел за учебники. Артикли, времена, инфинитивы… Настанет время, и именно английский язык круто поменяет его судьбу - приведет на службу в Вооруженные силы особого назначения.
Мой город у моря
Вадим Короб родился в Одессе. Его мама Александра Николаевна, выпускница Калужского зооветтехникума, приехала туда по распределению, вышла замуж, в 1938 году на свет появился сын Вадим. Семья жила на Дерибасовской, пока в начале войны в дом не попала немецкая бомба.Дни оккупации навсегда врезались в его память. Бесконечные очереди за продуктами в магазинах. Его, маленького мальчишку, сердобольные женщины часто пропускали без очереди. Чтобы выжить, мама продавала на рынке то, что сама сшила, связала. Черные дни Одессы начались, когда в город вошли немцы. Как-то к ним в квартиру хотел стать на постой офицер вермахта. Но Александра Николаевна, зная, как оккупанты боятся инфекций, успела разрисовать «сыпью» себя и сынишку. Фашист принял все за чистую монету.
- Я видел и до сих пор помню, как по городу ездили машины-душегубки. Немецкие автоматчики перекрывали улицу и загоняли людей в специальные кузова, потом включали газ и отъезжали, чтобы выбросить трупы. Нас Бог сберег, - говорит Вадим Львович.
Для детей оккупанты организовали школы, обучали немецкому языку и готовили их для отправки в Германию. Ребята должны были стать донорами для немецких солдат. Вадима спасло то, что он заболел скарлатиной. Мама прятала его от фашистов, рыскавших по городу в поисках этих детей. Когда наши войска освободили Одессу в апреле 1944 года, бабушка и дедушка Вадима вызвали дочь с внуком в Калугу.
В поисках себя
Книги всегда были верными спутниками и друзьями Вадима. Стал постарше, появилось новое увлечение - художественная самодеятельность. В детстве мечтал стать или учителем, или артистом, или военным. Но после 10-го класса поступил в техническое училище №1, чтобы стать токарем - заводская романтика, возможность проверить себя и копейка в скромном семейном бюджете не лишняя. В Калужский педагогический институт он поступит позже. Выберет филологический факультет. Это был первый набор на специальность «Учитель русского языка, литературы и иностранных языков (английского, немецкого)». Пришлось основательно взяться за изучение английского, подзабытого со школьных лет. В институте познакомился со своей супругой Валентиной, родилась дочка. По окончании вуза Вадим и Валентина вместе уехали работать на село. Они вернулись в Калугу через несколько лет. Он работал заместителем директора по культурно-воспитательной работе строительного училища №3, когда его призвали в армию. Вначале выполнял обязанности референта-переводчика.На страже рубежей
Служить ему довелось в разных уголках страны. Например, на Камчатке.- Меня поразило разнообразие растительности и климата: пару километром проехал - погода изменилась. В ясный день хорошо были видны потухшие вулканы. Не один раз поднимался. Высоко, воздух разряженный, дыхание перехватывало, - вспоминает Вадим Львович.
Еще одним примечательным местом его службы был Диксон - скалистый остров в северо-восточной части Енисейского залива Карского моря, до материка полтора километра. Открыли его русские поморы еще в начале XVII. В советское время в здешнем поселке работала больница, школа, детские сады. Но Диксон проверял людей на прочность - летом максимум плюс 7, а зимой ниже минус 40. Белые медведи были частыми гостями у человеческого жилья.
Вместо положенных трех он прослужил на Диксоне пять лет в должности заместителя командира части. И вновь вернулся в Калугу.
Что такое Диксон - трудно объяснить.
Это когда ветер и пурга свистит.
Это когда рядом мы с тобой идем
И дорогу к дому вряд ли мы найдем.
Снег летит колючий. Рвет, ревет как зверь.
Календарь сегодня показал апрель…
Это строчки из стихотворения Вадима Короба. Он начал писать стихи еще в школьные годы.
Учиться - никогда не поздно!
В 45 лет в звании майора Вадим Львович поступил в КФ МВТУ им. Баумана на факультет «Конструирование и производство радио-электронных средств», на вечернее отделение, чтобы совмещать службу и учебу.
- Есть мнение, что гуманитарий не может стать технарем, а мы с сослуживцем решили доказать обратное. И, конечно, такое образование помогало лучше разбираться в нашей специфике, переводить технические тексты. Я всегда любил учиться. Инженерное - мое пятое по счету высшее образование, - отметил Вадим Короб.
Умение учиться и учить помогло ему и после выхода в отставку в конце 80-х годов. Много лет преподавал английский в КФ МВТУ им. Баумана, на различных курсах и сейчас много читает на английском. Энергия этого ветерана удивляет - день строго расписан, и в этом расписании находится время для спорта. Спорт он любил всегда. В юности он занимался боксом. Будучи членом Калужской городской организации «Боевое братство», Вадим Львович Короб участвует во встречах с молодежью.
Мы - дети войны - мечтали о подвигах. У нас в 40-е годы в Калуге у соседей одна из дочерей трижды пыталась сбежать на фронт. Ее возвращали домой, мать даже била, а она рвалась Родину защищать. Такой патриотизм мы хотим передать новым поколениям.
Светлана НИКОЛАЕВА.
Фото из личного архива Вадима Короба и из открытых источников.