2021 год был объявлен в России Годом науки и технологий. И символично, что именно в этом году в Кировском лицее начались масштабные изменения, направленные на цифровизацию образования. В рамках федерального проекта «Современная школа» в лицее были созданы образовательные центры – Точки роста.
Для физики и биологии
К новому учебному году в школе были отремонтированы два кабинета – физики и биологии. Они выдержаны в общем оформлении – зелено-белая гамма напоминает, что здесь проводят естественно-научные изыскания. А недавно была установлена новая мебель – столы, стулья, лабораторный стол, мобильные табуреты.
– В конце ноября в школу поступило 11 цифровых лабораторий на общую сумму около двух миллионов рублей. Среди нового оборудования – большие интерактивные экраны, сейчас они установлены в пяти кабинетах, – рассказывает директор школы Наталья Дедушкина.
Основной элемент цифровых лабораторий по физике, химии, биологии, экологии и физиологии – мультидатчик, с помощью которого можно измерить более 20 показателей окружающей среды.
На биологии ребята смогут измерить влажность воздуха, температуру окружающей среды, на экологии – мощность звука, влажность почвы, содержание кислорода, окиси углерода, нитрат- и хлорид-ионов, мутность жидкости, оптическую плотность. Можно также определить артериальное давление, пульс, температуру тела, частоту дыхания. На уроках физики будет полезна возможность измерить силу тока, напряжение, температуру, магнитное поле, давление и ускорение.
Новые возможности
Учителя уже оценили возможности цифровых лабораторий и активно используют их на уроках. Класс делится на группы, и каждая работает со своей лабораторией. Здесь не нужны какие-то специальные навыки, поэтому заниматься с новым оборудованием могут и шестиклассники, и учащиеся 10 – 11-х классов.
Учитель физики Виктор Данилкин продемонстрировал работу мультидатчика в связке с традиционным оборудованием – интерактивным экраном и лабораторными механизмами. Учитель предложил ребятам измерить ускорение. Привязав датчик к грузу, он прикрепил его к пружине, а затем привел в движение. График колебаний сразу же начал фиксироваться на экране. Следующий опыт – с магнитным полем. Преподаватель включил датчик, а затем поднес его к магниту. График на экране начал расти, ребята увидели, как сила магнитного поля возрастает. Учитель вставил в магнит сердечник, и кривая магнитного поля на графике выросла.
– Я могу менять силу тока, и тут же будет изменяться магнитная редукция. Визуально этого не видно, а на графике это фиксируется, – объяснил Виктор ДАНИЛКИН.
Для проведения самостоятельных экспериментов учеников разделили на три группы. Каждой из них предстояло поработать с мультидатчиком, разобраться в схеме работы и на опыте дать подтверждение физическим законам со страниц учебника. Первая группа проверяла закон Ома, вторая работала с параллельным соединением проводников, а третья с помощью датчиков измеряла КПД источника тока. Для этого на столе у каждой группы были ноутбук и цифровая лаборатория.
Интересно и детям, и родителям
В другом кабинете проходил урок биологии. Учитель Елена Петухова измерила температуру в классе, она остановилась на отметке 23 градуса выше нуля. График зафиксировался на интерактивном экране. Затем преподаватель измерила температуру тела, зажав щуп датчика в ладони, – график температуры стал расти. Следующий шаг – измерение температуры воды. Преподаватель опустила щуп в мерный стаканчик, график на экране пополз вниз, а температура опустилась до 19,5 градуса. Преподаватель объяснила, что температура воды всегда будет ниже температуры окружающей среды.
– Новые технологии увлекают учеников школьным предметом, делают урок наглядным. Цифровые лаборатории повысят научность лабораторных работ, точность измерений, позволят контролировать процесс, сохранять, отображать и анализировать данные, которые были получены в результате работы на уроке, – отметила Елена ПЕТУХОВА.
На открытые демонстрационные уроки были приглашены и родители учеников. В лицее обучаются двое детей Екатерины Гуниковой – Лев учится в пятом классе, а Варвара – во втором. Екатерина рассказала, что на уроке ей было очень интересно и захотелось самой поработать с цифровой лабораторией.
– Дети XXI века любят гаджеты. Думаю, что работа с таким оборудованием будет их мотивировать, в школе станет интереснее, – сказала Екатерина.
Цифровые лаборатории, поступившие в школу в рамках проекта «Точка роста», – это большой шаг к цифровизации школьного образования, в котором от пассивного слушания и наблюдения ребенок перейдет к активным самостоятельным научным опытам и экспериментам.
Фото Дианы СЕМЯНИЩЕВОЙ.