Академик с душой ребенка
Учебно-просветительская деятельность Николая Николаевича Соколова заслуживает отдельного рассказа. Его методика обучения основана на интерактивном методе театрализованного представления. Тематика, естественно, научно-познавательная. Своих студентов он «влюблял» в науку во время лекций-представлений, на занятиях в специально созданной лаборатории «Занимательная физика», весь остальной народ – с экрана телевизора.Методика профессора Соколова получила мировое признание и поддержку образовательных центров Германии, Австрии, Франции, Италии, Испании, Кореи. Наградами за работу на образовательном поприще стали восемь золотых, четыре серебряных и специальная Золотая медаль ЮНЕСКО.
Те, кому уже «за»…, наверняка помнят познавательно – развлекательные программы ЦТ: «С утра пораньше», «Технодром», «Там-Там Новости», «Детский час», «Школьный час», «Полчаса на чудеса», «Реальный мир». Шли они на разных каналах, в разное время. Неизменным было одно: огромная популярность у зрителей. Вел все эти передачи Николай Соколов – личность уникальная.
Герой Социалистического Труда, профессор, доктор физико-математических наук, кандидат технических наук, профессор кафедры общей физики МГРИ-РГГРУ (Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе), руководитель лаборатории «Занимательная физика» университета, заслуженный эколог, заслуженный деятель науки и техники РФ в области образования, академик Российской академии естественных наук. И это далеко не все. Но многочисленные регалии не мешали профессору оставаться простым и открытым человеком, которого обожали коллеги, студенты, телезрители, друзья и соседи.
Одна хорошая знакомая академика на церемонии открытия кондровского центра вспоминала, что Николай Николаевич был страстным грибником, и поэтому всегда возил в багажнике автомобиля резиновые сапоги. И если по дороге ему попадался грибной, по его мнению, лес, то он, если позволяло время, останавливал машину, переобувался и в чем был шел на «тихую охоту»…
Дача у Николая Николаевича, куда он любил приезжать, была в нашей области, в деревне Антоново, рядом с Кондровом. Здесь, в деревне, профессор планировал сделать музей-филиал своей знаменитой лаборатории для калужских ребятишек, но не успел.
С Борисом Сназиным, директором Кондровской центральной районной библиотеки, они дружили, а когда два года назад академика не стало, его сын, тоже Николай Николаевич и тоже ученый, передал в дар библиотеке оборудование, которое профессор использовал в своих научно-театрализованных представлениях.
Может стать примером для страны
– Я, честно говоря, не знал, что делать с приборами Николая Николаевича, как их применить, пока не познакомился с Дмитрием Серовым, молодым учителем физики и астрономии, – вспоминает историю создания интерактивного центра Борис Сназин. – Когда узнал его получше, понял: этот парень сможет увлечь ребят. Если он привлекает к исследовательской деятельности детей в своей школе, то почему бы ему не поработать на весь город? Занимательное, интерактивное изучение науки – такое направление работы с молодежью сейчас в тренде. Я передал Дмитрию оборудование, выделил для занятий помещение в «Созвучии»*, и школьники туда потянулись.– Есть проект, написана программа «Занимательная физика», составлен сценарный план, – рассказывает об этапах пройденного всего за месяц пути Дмитрий Серов. – Но самое главное – из числа учащихся создано научное сообщество «Соколята». Ребята сначала только ассистировали мне, а сейчас проводят модульные программы. Модулей три – «Чудеса инерции», «Наука своими руками», мастер-класс «Очумелые ручки» – и каждый состоит из несколько опытов. Всего же сейчас в нашем «арсенале» около сорока опытов. Вся программа рассчитана на три часа. Скоро в школах начнут работать лагеря с дневным пребыванием, и уже поступило несколько заявок от желающих побывать в интерактивном центре.
– Борис Александрович, Евгения (сотрудник библиотеки) как идейные вдохновители и Дима как основной мотиватор и мощный «двигатель» со своей командой проделали огромную работу по развитию проекта, – прокомментировал открытие центра Николай Соколов-младший. – Главное – дело пошло. И наша задача – помогать центру: постепенно развивать базу, выходить на более высокий уровень. Научный проект библиотеки Кондрова может быть ретранслирован министерством образования как образцовый по всей стране.
Об этой идее я докладывал в университете управления (МГУУ) правительства Москвы, там заинтересовались.
Уже есть два примера успешных аналогичных проектов: в Москве, в школе Российско-Словацкой дружбы № 1357, и у нашего коллеги – великого энтузиаста Николая Березина, основателя Театра физического эксперимента Новосибирского государственного технического университета.
*«Созвучие» – это небольшое арт-кафе в подвальном помещении библиотеки, много лет назад оборудованное Сназиным и его единомышленниками. За прошедшие годы в этом знаковом для Кондрова месте побывали десятки музыкантов, поэтов, художников. И теперь там во время «встреч с общественностью» будет прививаться интерес и вкус не только к искусству, но и к науке.