16 февраля на очередном заседании рабочей группы по сохранению исторической памяти при губернаторе области по предложению Императорского православного Палестинского общества (ИППО) рассматривался вопрос об изменении названия станции Калуга-2. Речь идет о добавлении к нему прежнего, исторически изначального названия – Сергиев скит. Практика двойных названий на железной дороге есть. В документы жителей не придется вносить никаких изменений. После обсуждения решено было предложить губернатору рассмотреть возможность возращения исторического названия. С вопросом о том, чем примечателен Сергиев скит, просуществовавший совсем недолго, с 1907 года до первых лет советской власти, мы обратились к директору Калужского объединенного музея-заповедника Виталию Бессонову.
В память великого князя
– Сергиев скит оказался единственным, который был создан в память убитого в 1905 году великого князя Сергея Александровича и, кроме того, входил в систему Императорского православного Палестинского общества. Эта организация занималась интересами Российской империи на Святой земле, а также помощью паломникам. Скит активно участвовал в формировании паломнических групп, как бы сейчас сказали, и его функции изначально были двоякими. Это было не только место, где искали спасения. Скит оказался всего в двух верстах от разъезда №19 Московско-Киево-Воронежской железной дороги, она имела для него большое значение. Разъезд не предполагал длительных остановок для высадки пассажиров с багажом, разгрузки и погрузки. Только обгон и скрещение поездов. Это создавало определенные сложности для скита. Железная дорога была самым прогрессивным способом передвижения. Поэтому настоятель при поддержке калужского губернатора Александра Офросимова активно хлопотал, чтобы здесь возникла в конечном итоге станция.
– В первые годы советской власти имущество скита было изъято. Может быть, что-то известно о его последующей судьбе?
– Ни одного предмета культурной ценности, связанного с Сергиевым скитом, на сегодняшний момент в Калужском музее-заповеднике нет. В изъятии участвовали сотрудники музея, задачей было сохранить предметы, имеющие историческую ценность. Нельзя сказать, что тут все шло гладко. Древними считались предметы по XVIII век включительно. Естественно, что Сергиев скит как молодая обитель не мог содержать тех самых ценностей, которые по декрету советского правительства должны были храниться в музеях... Он был очень быстро перестроен и превратился в санаторий имени Фрунзе.
В октябре 1941 года возле бывшего скита проходили ожесточенные бои. Вся территория здесь и по сей день изрыта воронками, видны следы укреплений. Шансов на то, что что-то сохранилось, из-за боевых действий еще меньше. В послевоенные годы уцелевшие постройки были приспособлены для нужд пионерского лагеря. На сегодняшний момент от всего комплекса осталась только каменная водонапорная башня. Одним из этапов возрождения скита является ее музеефикация, то есть превращение в объект показа, который позволяет погрузиться в необычную историю этого места.
Разъезд №19
– Виталий Анатольевич, как создание скита повлияло на судьбу станции, которую все мы знаем как Калугу-2. И как вы прокомментируете возможное возвращение исторического названия?
– Разъезд №19, как и другие по этой линии, был открыт 1 августа 1899 года. В этот день здесь проследовал первый пассажирский поезд. Освящались вокзальные станции. Но жители Калуги не были удовлетворены достаточно локальным масштабом мероприятий. Главное прошло в Москве, куда как раз прибыл первый бесплатный пассажирский поезд.
С 1908 года настоятель Сергиева скита отец Герасим начал ходатайствовать о преобразовании разъезда в станцию, что давало возможность получения грузов, посадки и высадки пассажиров с багажом.
Первоначально предлагались разные названия: Скит, Сергиев скит, Палестинский скит. Но железнодорожное ведомство находило причины не удовлетворять эти просьбы.
Сергиев скит. Общий вид монастыря.
Сегодня, когда поднимается вопрос о возможных шагах по восстановлению скита, то, конечно, встает и вопрос о сохранении исторического названия. Во всех военных сводках и исторических документах 1941 года фигурирует Сергиев скит, вокруг него идут бои, это часть истории Великой Отечественной войны.
Возвращение исторического названия позволит восстановить непрерывную цепь событий, связанных с этим местом. Но речь не идет о переименовании. С современным названием станции, Калуга-2, также немало связано, и вычеркивать его из истории нельзя. Здесь можно говорить о пуске в 1963 году электрички в сторону Москвы, на Малоярославец (с этого времени началось регулярное движение электропоездов), о встречах многочисленных гостей и делегаций.
Станция Калуга-2 и сегодня активно выполняет эти функции. Поэтому было бы целесообразно, если бы она обрела второе дублирующее название, напоминая о событиях начала и середины ХХ века.

В Сергиев скит дважды приезжала великая княгиня Елизавета Федоровна, супруга Сергея Александровича. Именно она поддержала создание скита как части ИППО. Елизавета Федоровна прославлена в лике святых. Когда говорят о возрождении скита, то оно сегодня идет в двух направлениях – память о Сергее Александровиче и, наверное, в большей степени – почитание Елизаветы Федоровны как российской святой.

Газета
Прямая линия











