Мы – наследники победителей. Потомки этих сильных духом, несгибаемых людей. Тех, кто является нашей славой, гордостью, честью. Они продолжают боевую вахту, подбадривая ныне живущих в трудную минуту. Это особенно важно сейчас, в сегодняшней политической ситуации.
Два деда – два бойца
В большой семье Хлопенковых-Рыженковых бережно хранятся воспоминания, старые фотографии, награды героических предков – Дмитрия Яковлевича ХЛОПЕНКОВА и Ивана Петровича РЫЖЕНКОВА.Рассказывает внук фронтовиков Михаил ХЛОПЕНКОВ:
– Я был совсем маленький, когда оба моих деда ушли из жизни. Но детские впечатления цепкие, поэтому какие-то особенно яркие моменты, как кадры из кино, остались в памяти.
Однажды, уже будучи взрослым, разбирал старый гардероб в доме дедушки Вани и нашел жестяную коробку. Открыл её и замер: ордена, медали, выписки из приказов о награждении. В тот момент с горечью осознал, как мало знаю о том, что пережили мои деды. Стал копаться в архивах, расспрашивать родителей. Так, постепенно неяркие образы из детства обретали очертания. Всей имеющейся информацией поделился на сайте «Подвиг народа». Считаю важным сохранить память о них для будущих поколений нашей семьи.
Освободитель города на Неве
Вернувшись с войны, Хлопенков устроился на работу, создал семью. У Дмитрия Яковлевича и Нины Андрияновны родилось трое детей: двое сыновей и дочь. Послевоенная жизнь была полна трудностей, но то была мирная жизнь, нацеленная на созидание. Дмитрий Яковлевич, пока позволяло здоровье, работал ветврачом в колхозе имени М.Горького, его жена – фельдшером-акушером ФАПа.
Михаил ХЛОПЕКОВ:
– Был один случай на войне, о котором рассказывал дедушка Дима. Будучи на передовой, однажды ночью он пополз к немецким окопам с целью взять языка. А в это время, оказывается, ему навстречу полз фашистский разведчик. И каким бы был исход этой «встречи», если бы не роковая ошибка, допущенная врагом? Немец, на мгновение потеряв бдительность, встал во весь рост, и дед, не растерявшись, расправился с ним. На войне как на войне. Фриц был вооружен до зубов, и встреться дедушка с ним лицом к лицу, возможно, конец истории был бы другой. Дмитрий Яковлевич забрал у убитого документы, фотоаппарат, штык-нож, немецкий бинокль и вернулся в штаб. Командиры разрешили отважному солдату оставить у себя нож и бинокль. Последний трофей хранится в семье до сих пор.
Дедушка Дима был боевой, с твёрдым характером, мы, мальцы, побаивались его и очень уважали. У него было много друзей-однополчан, и они ежегодно встречались на Мамаевом кургане в Сталинграде (ныне Волгоград). Приглашали его и в Ленинград на памятные мероприятия, где собирались освободители города на Неве.
Что еще в моей памяти о дедушке? Каждое 9 Мая он надевал китель с наградами и шел на юхновский мемориал. Потом из-за проблем со здоровьем ему стало тяжело ходить, а я так мечтал подарить ему цветы именно там, на памятнике, возле Вечного огня. Тогда еще были живы многие ветераны Великой Отечественной, и школьники дарили им тюльпаны и нарциссы. Или еще яркий кадр: в День Победы дедушка, торжественный и нарядный, пришел к нам в гости с пломбиром, и не было для нас тогда лакомства вкуснее.
«Бронебойным заряжай!»
Вернувшись на родину, создал семью. Вместе с женой Валентиной Сергеевной вырастили троих детей: двух дочерей и сына.
Михаил ХЛОПЕКОВ:
– Дедушка Ваня после войны уезжал на сезонные работы: мостил каменные дороги, сплавлял лес на плотах в районе деревни Павлово по Угре в Калугу. Потом работал кочегаром, топил угольную котельную. Старался, чтобы жена и дети ни в чем не нуждались.
Нас, внуков, у деда с бабушкой было пятеро. И мы постоянно гостили у них, особенно летом. Дед был компанейский, хорошо играл на гитаре. Трепетно относился к любимому инструменту. Помню, не разрешал трогать гитару, пока не помоем руки. Воспитывал в нас бережливость и серьёзное отношение к делу.
Про войну говорил мало и неохотно. Но то, через что прошел, оставило в нём горестный отпечаток на всю жизнь. Бабушка рассказывала, что часто просыпалась от его криков: «Бронебойным заряжай! Откат нормальный!». Если днём он был постоянно занят делами, то ночью воспоминания приходили к нему во снах, не давали покоя.
По долгу памяти
В этом году Михаил Хлопенков планирует пройти в «Бессмертном полку» с четырёхлетним сынишкой Толей. Отец хочет, чтобы мальчик рос патриотом, гордился прадедами и Родиной. Повесит ему на грудь орден дедушки Вани – настоящую боевую награду, пропахшую порохом, впитавшую в себя гарь сожженных деревень, запах раскаленного металла, боль ранений. Но в то же время в ней радость Победы, гордость за смелых, сильных, непокоренных людей. Это маленький фрагмент большой и трагичной истории Великой Отечественной войны. Столько лет прошло, но мы по-прежнему помним и будем рассказывать о ней своим детям.
Автор новости: Ольга ГАЛКИНА.
Фото из семейного архива.