Закройте глаза и представьте, что за вашей спиной стоят ваши родители, за ними — их родители, и так до бесконечности. Вы лишь часть этого бесконечного рода и, чем дальше уходите в изучение своей родо- словной, тем эмоциональнее воспринимаете историю своей страны.
Представляете, сколько еще у меня открытий! Иногда получаю неожиданные данные, наверное, мне это свыше преподносится в благодарность за то, что ищу и не сдаюсь. Если так уготовано, что именно на меня возложена эта исследовательская миссия, то я ее выполню. А дальше пусть сын, племянники, внуки продолжат. Хочется, чтобы кто-то подхватил этот мой исследовательский интерес. Если же им будет неинтересно, передам весь собранный материал нашей родословной на хранение в фонды архива.
Не откладывай, изучай
В прошлом номере нашей газеты мы рассказали о том, с чего начинать составление своей родословной, как подступиться к тому, что в конце концов выльется в создание собственного генеалогического древа. Нашим путеводителем в этой теме стала Майя Добычина - человек, который не только лучше всех в области знает архивное дело, поскольку руководит региональным Управлением по делам архивов, но и сама кропотливо изучает свою родословную.
За информацией – к родным
А каким должен быть первый шаг? Майя Добычина сформулировала так: «Я рекомендую начать изучение своей семьи со сбора информации именно внутри семьи, с опроса всех родственников старшего поколения».
Сама Майя Александровна тоже так начинала:
- У меня с детства была склонность к тому, чтобы узнать что-то о жизни нашей семьи. И помогала этому моя бабушка по маминой линии - Зоя Николаевна Поварова. Я постоянно приставала к ней: «А расскажи мне про свою маму, а расскажи, как было раньше».
Именно она привила мне любовь к истории. Бабушка была интересной рассказчицей. И хотя у нее образование всего 10 классов, она была человеком с широчайшим кругозором, постоянно читала книги. И я благодаря ей с детства впитывала всю нашу российскую историю через историю нашей семьи. Я постоянно просила ее что-то повторять, детализировать, потому что понимала, если я не спрошу, не уточню, то упущу важное из прошлого нашей семьи, а потом об этом рассказать будет некому. И бабушка с упоением рассказывала обо всем. Она очень хорошо помнила события Февральской и Октябрьской революций 1917 года. Особенно, по ее словам, ждали февральскую, надеясь, что после нее закончится война и жить станет легче…
Я настояла на том, чтобы бабушка написала свои воспоминания, связанные с районом Подзавалья, где всю жизнь жил весь род семьи по материнской линии, о Лаврентьевском монастыре, что рядом с их домом, о Комсомольской роще, куда ходили гулять. Она написала, но совсем немного. Это ее повествование ляжет в общую канву моей будущей книги, если я соберусь ее написать.
Предрешено судьбой
А написать придется, потому что, возможно, еще в прошлых веках провидение позаботилось о том, чтобы потомственная калужанка Майя Добычина возглавила архивное дело нашей области. Вот как она попала на работу в архив?! Разве случайно? Нет, похоже, провидение. Преподаватель машинописи в учебно-производственном комбинате, где школьники выпускного класса проходили обучение, спросила Майю, куда она хочет поступать после школы? «В историко-архивный институт», - ответила девочка. «А где работать собираешься?» - уточнила учительница. «В музее или в архиве», - пояснила Майя.
Услышав это, учительница машинописи почему-то вдруг позвонила в музей. Эта линия оказалась занятой. Тогда она позвонила в архив, и там тут же ответили, пригласив школьницу на собеседование. Было это 19 мая 1989 года. А 3 июля у выпускницы школы Майи Добычиной уже был первый рабочий день в архиве. Затем поступление и заочная учеба в Московском государственном историко-архивном институте. Сюда в конце 80-х - начале 90-х хотело поступать такое огромное количество молодежи, что в дни приема документов вызывали конную милицию, чтобы не было давки. Майя поступила с первого раза!
А все потому, что готовила себя: с детства любила запоем читать мемуарную литературу. Обожала телепередачи литературоведа Ираклия Андроникова.
- Смотрела и понимала, что хочу вот так же изучать, исследовать. Очень на меня повлияли его рассказы, - вспоминает Майя Александровна.
Потомкам на память

Дедушка Майи Добычиной Николай Зорин слева.
В доме, где жила Майя Александровна, хранились дневниковые записи дедушки Николая Александровича Зорина (1896 - 1980).
- Он очень любил все записывать. Вел наблюдение за погодой, писал, что происходит в семье, высказывал свое мнение об общероссийских событиях, прочитанных книгах. Писал мелким почерком, карандашом.
Расшифровывать это очень сложно, глаза устают. Но когда я сейчас разбираю его записи, понимаю, сколько интересного в них! - поделилась Добычина.
Особая тема воспоминаний Николая Александровича - это его служба в русском экспедиционном корпусе императорской армии, участвовавшей в Первой мировой войне на территории Франции и Греции. Встретиться с таким материалом, написанным от лица участника тех событий, для профессионального архивиста - кладезь информации!
Знакомясь с записями дедушки, Майя Александровна предположила, что у нее могут быть родственники со стороны его брата, который погиб во время войны. Поиски на сайте «Память народа» и в соцсетях дали результат. Так нашлась троюродная сестра в Мурманске.
Крона родового древа разрастается. Стоит потянуть за одну линию - и тут же появляется столько имен родственников и факты их биографии, что даже не подозревал.
Майе Александровне удалось докопаться до корней своей семьи XVIII века, узнать, что она калужанка в одиннадцатом поколении, и даже найти родственников! При должном навыке такие «раскопки» может сделать каждый. Не знаете, как это делается? Вам поможет памятка для исследователей, которые занимаются генеалогическими поисками в Государственном архиве Калужской области. Для новичка это инструкция, которая сориентирует его в море архивной информации. Она составлена профессионалами - сотрудниками учреждения. Найти этот документ вы сможете на сайте archive.admoblkaluga.ru.
Капитолина КОРОБОВА.
Фото Сергея ЛЯЛЯКИНА.