Новорожденный спектакль «Недоросль», премьера которого порадовала калужан в драматическом театре, продемонстрировал, отчего пьеса Дениса Фонвизина с таким скрежетом пробивала себе дорогу на российскую сцену. Актуальность темы, пугавшая цензоров более двух веков назад, и сегодня бьет не в бровь, а в глаз. За искрометным юмором скрываются глубокие размышления о вечных проблемах: иждивенчестве, неуважении к личности, деспотизме, слепой любви родителей к своему чаду и засилье власти, «не видящей и не слышащей тех, кем она управляет».
Грустная комедия
Вот уже 240 лет пьеса не сходит с театральных подмостков. Поставить Фонвизина на калужской сцене пригласили режиссера из Москвы Кирилла Солёнова. «Недоросль» в полном авторском переосмыслении стал его дебютной работой в нашей драме. Выпускник Российского института театрального искусства — ГИТИС - предпочел уйти от разделения персонажей на плохих и хороших и показать зрителям обстоятельства, которые перевернули жизни героев.
В легкой и шутливой манере нам рассказывают историю ленивого недоросля Митрофанушки, его деспотичной матери – госпожи Простаковой, отца-подкаблучника и дяди, влюбленного в розовых поросят. В погоне за наследством бедной родственницы семейства Софьи они готовы буквально глотки друг другу перегрызть. Однако их коварный план изначально был обречен на провал.
Особый юмор в пьесу вносят говорящие фамилии. Псевдоученый Вральман и чиновник Правдин, Стародум и Скотинин, Цыфиркин и Кутейкин стали фундаментальными портретами той эпохи.
Под звуки трагичных финальных аккордов падают колонны, трескаются стены и проваливается крыша. Имение разрушено, как и мечты помещиков о светлом будущем в Петербурге.
Гротескно о поисках счастья
В спектакле задействовано 13 калужских актеров. Митрофана до ужаса пугающе играет Алексей Чепелев. Роль грозной Простаковой самоотверженно исполняет Елизавета Лапина, а ее мужа - заслуженный артист России Михаил Кузнецов. Артистов не сковывают их амплуа. Они замахнулись на очень дерзкий творческий эксперимент, результатом которого стало их органичное перевоплощение в фонвизинских героев. Актеры доверились молодому режиссеру Кириллу Солёнову и привнесли в каждого персонажа частичку себя.Персонажи будто бы сошли со страниц книг. Текст культового произведения был практически полностью сохранен. Авторы спектакля не претендуют на полную историческую достоверность костюмов и декораций, ведь главная идея пьесы актуализируется с каждым днем и может быть органично обыграна даже в джинсах.
Музыкально-сценическая составляющая спектакля не вызывает сомнений. Режиссер также выступил в роли композитора и наполнил свое детище авторскими мелодиями. Художнику-постановщику Антону Богатову удалось создать динамический образ премьеры. Внимательный зритель может заметить, как к месту в постановке медленно разрушается усадьба Простаковых, похожая больше не на семейное гнездышко, а на скотный двор.
Филигранно, словно по линейке выстроен в спектакле и свет, разделяющий сцену на несколько сюжетных зон.
Два с половиной часа постановки пролетают в одно мгновение. Премьера будет полезна школьникам, так как в школьной программе обязательно присутствует Фонвизин.
Идеи «Недоросля» у Фонвизина оформились во Франции, где он несколько лет изучал философию и юриспруденцию. Во время работы над произведением драматург опирался на статьи из сатирических журналов, труды Вольтера, Руссо, Дюкло и даже на комедии, написанные самой Екатериной II.
В те годы недорослями в России называли дворянских детей, не достигших возраста, утвержденного Петром I для поступления на службу. Фонвизин же наполнил образ ироническим смыслом. С тех пор «Митрофанушка» и «недоросль» с легкой руки автора стали нарицательными и приписывались необразованным, неотесанным, избалованным подросткам.
В те годы недорослями в России называли дворянских детей, не достигших возраста, утвержденного Петром I для поступления на службу. Фонвизин же наполнил образ ироническим смыслом. С тех пор «Митрофанушка» и «недоросль» с легкой руки автора стали нарицательными и приписывались необразованным, неотесанным, избалованным подросткам.
Евгения ФРОЛОВА.
Фото автора и Виктора КРОПОТКИНА.