Что знают о войне наши дети? То, что рассказали им их родители, узнавшие горькую правду от своих родителей, дедов и прадедов. Накануне Дня Победы мы решили предоставить слово юным, не знавшим военного лихолетья, но бережно хранящим воспоминания своих предков.
Есть такое село Ефимцево
Боль, страдания, слезы пришли в каждую семью, в каждый уголок нашей необъятной Родины. Докатилась война и до земли Ульяновской Орловской области (с 1944 года - Калужской), забрала сыновей своих Родину защищать. Не все вернулись в родные места. Остался на чужбине и Николай Михайлович Ефимцев, награжденный Звездой Героя Советского Союза. С детства мне знакомо это имя. Моя бабушка, уроженка тех мест, рассказала мне историю настоящего героя.
Николай Михайлович Ефимцев родился 5 мая 1915 года в селе Перестряж Козельского уезда Калужской губернии в семье крестьянина. Старожилы вспоминают, что домик был плохенький, окна низкие, крыша из соломы. Образования получил четыре класса, с приходом советской власти пошел работать в колхоз. Паренек смышленый был, хотел дальше учиться. В вечерней школе одолел еще три класса, потом уехал в Москву, а затем дальше, в город Петра, где перед самой войной окончил Ленинградское артиллерийское училище. Коротким оказался боевой путь героя, но настоящая сила характера, выдержка были воспитаны с детства.
22 июня 1941 года командир огневого взвода 217-го гаубичного артиллерийского полка 45-й стрелковой дивизии 5-й армии лейтенант Николай Михайлович Ефимцев встретил войну у границы с Польшей. Дивизия с упорными боями под давлением превосходящих сил противника с 25 июня отходила на восток, выйдя к 11 июля к укрепленному району Юго-Западного фронта в районе города Коростень Житомирской области. Целый месяц пришлось оборонять Коростенский укрепрайон, затем по приказу командования переправились через Припять и Днепр вблизи Чернобыля. В конце августа дивизия вновь подверглась сильному удару противника и отступила на юго-восток, где в районе города Пирятина попала в окружение. Многие воины дивизии, среди которых находился и Николай Михайлович Ефимцев, выходили из окружения по лесам и болотам мелкими группами и в одиночку. А потом всем «окруженцам» пришлось проходить длительную проверку в Усманском спецлагере НКВД.
29 апреля 1942 года Ефимцев был освобожден и направлен на Северо-Западный фронт, где в ходе операции ликвидировали Демянский плацдарм противника. Командира Ефимцева наградили орденом Красного Знамени. А потом был Воронежский фронт. 25 сентября 1943 года старший лейтенант Ефимцев с батареей переправился на правый берег Днепра и вступил в бой в районе села Ходоров Мироновского района, что на Украине. Противник не заметил такой дерзости наших бойцов. Но когда показался второй стрелковый взвод, немцы «проснулись». Тишина была нарушена автоматными очередями. А вскоре показался немецкий танк, за ним бежали гитлеровские автоматчики. Ефимцев передал в штаб дивизиона и на батарею необходимые данные. Они помогли скорректировать огонь наших артиллеристов. Фашисты повернули назад, но тут же по второму взводу был открыт огонь из танковых пулеметов. Но ответный удар нашей батареи по наводке Ефимцева заставил их замолчать. Взаимные перестрелки продолжались несколько дней.
Развязка наступила 28 сентября 1943 года. Фашисты подтянули дополнительные силы, подключили авиацию. Но и нашим удалось переправить еще один, третий стрелковый, взвод. Начался ожесточенный бой. Группа Ефимцева оказалась между молотом и наковальней. Несколько раз повреждался телефонный провод, и ефимовцы переходили на радиосвязь. Корректировка огня батареи и всего дивизиона не прекращалась ни на минуту. Но во время одной из контратак противника Николай Михайлович был смертельно ранен. Не узнал старший лейтенант, что вскоре через Днепр переправилась вся 235-я стрелковая дивизия, в том числе и его родной 808-й артиллерийский полк, и враг был отброшен далеко.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 декабря 1943 года Николаю Ефимцеву присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). 28 лет прожил обычный русский паренек из глубинки Калужской земли. Похоронили на Украине в селе Подсинее, далеко от родных мест. Но земляки не забыли, село Перестряж было переименовано в Ефимцево.
Я, как и все мои ровесники, не знаю войны. Но мы в неоплатном долгу перед людьми, положившими свои жизни на алтарь Победы. И снова, проезжая знакомой дорогой, видя указатель «Ефимцево», я радуюсь, что жители помнят. А кто-то и через 10-20 лет снова расскажет о подвиге старшего лейтенанта Ефимцева.
Екатерина РЕВТОВА
5-й класс, 11-я школа г. Калуги.
Десятилетняя героиня
Война в село, где жила моя прабабушка Татьяна Савельевна Муренец, пришла неожиданно быстро. С приходом немцев, которые грабили и унижали селян, появились местные полицаи. Большая часть уже немолодых людей ушла за Десну в партизаны, связной стала слепая 28-летняя женщина. Оставшихся людей, в основной массе женщин, детей, стариков, начали отправлять в эвакуацию. Люди вели свою скотину (корову или козу), нагруженную едой и второпях собранной одеждой. По воспоминаниям прабабушки, они прошли уже несколько десятков километров, как в одном селе их окружили фашисты. Враг показал всю свою жестокость, гнев, ненависть, не щадя ни женщин, ни детей, ни стариков, ни калек. Бедных людей начали сгонять к окраине села... Сопротивляющихся били прикладами или попросту убивали. Отец моей прабабушки, искалеченный Первой мировой войной, помог бежать своей и соседской семье в чащу леса. В это время остальных людей загнали в деревянный сарай, закрыли ворота и стали забивать их досками. Сарай подожгли. Две чудом спасшиеся семьи с ужасом смотрели с лесного пригорка на смертельное пламя и не могли тронуться с места. Потом пришли в себя и двинулись дальше вглубь леса. Там они встретились через некоторое время с партизанами. Мой прапрадед хорошо знал немецкий язык и стал переводчиком у партизан.
Шло время. Враг отступал, женщин и детей отправили в село, где все еще зверствовали полицаи, забирая последнее у мирных селян. Однажды ночью прабабушка и другие люди проснулись от яркого пламени, охватившего дом напротив, где регулярно собирались полицаи и немцы. Слышны были испуганные крики, ругань подвыпивших мужчин. Ненавистный дом был закрыт наглухо и подожжен партизанами. Обгорелые остатки этого помещения напоминали вплоть до 70-х годов XX века о человеческом предательстве и о бессмертном подвиге партизан.
Весной, собрав последние семена, начали посевную. Лошадей не осталось, всех забрали на фронт. Пахали на быках. Я представляю себе картину: впереди ребенок тащит за уздечку упрямого быка, а за плугом идет женщина. Все они жутко вымотавшиеся, уставшие. Колхоз собрал последних коров. Надо было выживать. Вечером моя 10-летняя прабабушка возила молоко в соседнее село по дороге, которая шла через перелесок, где шли за подводой волки и выли, приводя в ужас ребенка. Этот детский страх остался в памяти до конца дней моей прабабушки. Назад приходилось возвращаться глубокой ночью.
Прабабушка никогда не считала себя героиней. Дети помогали везде: в поле, на ферме, сенокосе... Моей прабабушке присвоено звание «Малолетний труженик тыла». В послевоенное время она стала дояркой. За высокие заслуги неоднократно была награждена почетными грамотами и отправлена в качестве поощрения в Москву. Результативность ее работы по восстановлению страны в послевоенные годы могла бы позволить и вовсе перебраться в столицу, но она всю жизнь прожила в своем родном селе, чтя прошлое и искренне считая, что человек где родился, там и пригодился.
Александра СИМКАНИЧ,
7-й класс, юнармеец калужской школы № 51.