Каждая поездка в Донбасс не похожа на другую. Вот и в этот раз все было иначе – огромное количество груза, множество встреч и задач, бессонные ночи, долгие маршруты... И все же, несмотря на трудности, встреча с прекрасной Донецкой землей снова была радостной, а к старым друзьям прибавились новые.
В дорогу!
Наш конвой выехал из Москвы. За пару дней до этого машина приходила в Калугу, чтобы забрать груз, переданный нашими местными волонтерами, в частности, несколько коробок перевязочных материалов, кровеостанавливающие турникеты, радиостанции, блиндажные свечи.За рулем – глава администрации муниципального округа Северное Тушино Иван Герасимов, он же начальник штаба волонтерской организации #ТеплоСердец и командир нашей небольшой мобильной группы. В этот раз экспедиция носит фактически официальный характер – у всех участников удостоверения и даже государственная страховка. Плюс к этому сопроводительная бумага от военных, которая снимала любые вопросы на блокпостах.
Наш джип и большой прицеп забиты под завязку – так, что проседают рессоры. Это и лекарства, и продукты, и буржуйки, и одежда – всего не перечислить. Что-то пришлось оставить на складе, потому что просто не поместилось.
Впереди 14 часов пути до границы с ЛНР. Время выезда подгадываем так, чтобы пройти «за ленточку» ранним утром. В этом случае не придется ждать окончания комендантского часа да и очередей на проверку не будет.
И действительно, КПП проходим буквально за 15 минут. Сразу остановка – отключаем телефоны и вытаскиваем из них сим-карты. Это мера безопасности – наши данные прекрасно известны противнику, мы уже давно на сайте «Миротворец». А технические средства, предоставляемые Западом, вполне позволяют вычислить личности по сигналу телефона и прислать дрон-камикадзе. Меняем телефоны на рации – и в путь.
Первая точка
Утренний Луганск встречает зыбким туманом. На блок-посту – бетонные укрепления, бронетехника. Нас останавливает офицер в полной боевой экипировке.
– Тяжело идете, – отмечает он.
– Под две тонны груза тащим, – объясняем мы. – Можем поделиться.
– Гуманитарка? Нам вроде пока не нужно. Счастливого пути, ребята.
Едем в госпиталь, здесь назначена встреча с местными волонтерами и военными. Ворота охраняют автоматчики, рядом припаркованы санитарные машины с табличками «Груз 300». Подъезжает автобус – привозит очередную группу раненых. Они выходят, хромая и помогая друг другу. Тяжелое зрелище.
Наконец все в сборе, и нас пропускают за ворота. Возле импровизированного склада замечаем груду окровавленных медицинских носилок. Приходит мысль, что за каждыми – чья-то судьба, и порой трагическая. Но размышлять некогда – работаем с грузом. Мы отдаем ребятам то, что они просили привезти из Москвы. Нам же дают то, что ждут донецкие госпитали и медроты, – это обез-боливающие и антибиотики. Взаимовыручка двух воюющих республик – старая традиция.
Бойцы интересуются, сколько у нас бронежилетов в дорогу. Путь неблизкий, а территории не всегда безопасные. У нас их три, но нужен еще один. Немедленно получаем сумку с удобным и надежным «Ратником».
Короткий отдых в кафе, и новое направление – на Донецк.
Вечер трудного дня
Здравствуй, Донецк, город миллиона роз! Останавливаемся в недорогой гостинице, где нас давно знают. Мы не спали уже сутки, но отдыхать некогда – нужно разгружаться. Завтра на это не будет времени.
Здесь живут в основном мобилизованные, многие только что с передовой. То и дело прибывают новые постояльцы – в обмятой форме, с пыльными армейскими рюкзаками. Мы таскаем ящики и мешки в свои номера, груда растет. Солдатики предлагают помощь, но мы не хотим их загружать своей работой – пусть отдыхают. Когда тебе дают пару дней увольнения, каждый час на счету. Уже гораздо позже мы с некоторыми из них подружились и поговорили о том, как идут дела в окопах. Вот только публиковать их рассказы пока прежде-временно.
Заканчиваем разгрузку глубокой ночью, остается четыре-пять часов на отдых. Утром новые запланированные задачи.
Главное – порядок
Ранний подъем, глоток кофе – и наша группа разделяется. Командир уезжает под Херсон, на первую линию – в одном из подразделений ВДВ тоже ждут нашей помощи.
В гостиницу прибывают наши донецкие волонтеры. Совместная задача – разобрать и рассортировать груз, чтобы быстро и без ошибок передать тем, кому он предназначен. Несмотря на количество привезенной помощи, работа идет споро. И вот уже огромная беспорядочная масса превращается в аккуратные стопки коробок и пакетов с подписями: «Батальон «Каскад», «Девятый полк», «Центральная клиническая больница»...
Управились к обеду, и сразу за своими заказами начали прибывать командиры подразделений, военные медики, представители медучреждений. С некоторыми из них мы раньше только созванивались и переписывались, и очень приятно было знакомиться лично, жать руки, обнимать. Полное ощущение, что мы – старые добрые друзья.
Для тех, кто не может забрать свой груз, предусмотрен особый вариант: полк морской пехоты выделил нам машину с водителем для развоза помощи. Первым же рейсом было отвезено несколько десятков упаковок с подгузниками, как детскими, так и для лежачих больных с прифронтовых территорий.
Поздний вечер, основная часть груза распределена. А на завтра уже поставлена новая задача.
Гул передовой
Поступила заявка от нашего волонтера Вячеслава из прифронтового поселка Старомихайловка. Он, являясь сотрудником местной администрации, собрал просьбы о продуктовой помощи от местных жителей. Поселок в прямой видимости от линии боевого соприкосновения, с торговлей сложности, но здесь живут люди, в основном пожилые. Им физически сложно добыть пропитание, съездить за ним куда-то.В Старомихайловке мы бывали уже не раз, развозили продуктовые наборы по дворам, знакомились и говорили с жителями. Но сейчас обстановка изменилась. Нас предупреждают, что над территорией регулярно появляются ударные беспилотники противника и сбрасывают взрывные устройства без всякого разбора. За последнее время от воздушных атак не раз страдали мирные жители. Наша машина с московскими номерами для оператора БПЛА – лакомый кусочек. А значит, нужно приехать, очень быстро разгрузиться и немедленно возвращаться на базу. Наш волонтерский статус от удара не спасет.
Ремни бронежилетов затянуты, рации заряжены, аптечки приготовлены – едем. Старомихайловка встречает ласковой погодой, свежим воздухом и особым южным уютом своих улочек. Однако гулкие звуки канонады, явно слышимый треск автоматов, столбы дыма в небе не настраивают на лирику. Пару центнеров продуктов оставляем в местной администрации. Остальное сделают без нас. Впрочем, уже сделали – через несколько дней, когда Донбасс неожиданно накрыло снегопадом, а мы были уже дома, местные жители получили то, в чем нуждались. В том числе блиндажные свечи, ведь люди там сидят без света и возможности хотя бы вскипятить воду.
До встречи, земля терриконов!
Последний день – традиционное прощание с Донецком. Улицы удивили своей безлюдностью. Нам объяснили, что люди предпочитают не выходить из дома без большой необходимости – идут обстрелы. И действительно, в один из дней нашей поездки под удар попал Калининский район, погибли люди. Да мы и сами слышали, как над головой срабатывает ПВО и начинают визжать сигнализации машин.
И все же мы не отказались от возможности навестить знакомые любимые места, пройти по набережной, погулять по Пушкинскому бульвару. По традиции возложили цветы у мемориала в честь первого главы ДНР Александра Захарченко.
А еще на обратной дороге заехали на Саур-Могилу. Последний раз, когда я тут был, все лежало в руинах. Теперь мемориал восстановлен. Это особое место, святое и окутанное славой, место силы. Нам всем нужна эта сила, и ее понадобится немало. Следующая гуманитарная экспедиция уже через месяц.
Фото #ТеплоСердец.