Действие скрывают от зрителей текстильные маски, которые выдаются перед началом спектакля. Такой режиссерский ход - не авангард и не дань моде. Спектакль рассказывает о незрячих людях, и цель постановки - не просто донести до зрителей сюжет, а дать им возможность увидеть его внутренним взором. «Дорогой дневник» - так называется постановка московской арт-студии «Мамин театр», которую показали в галерее Дома музыки.
На ощупь, слух и запах
«Спектакль на ощупь» - значится на афише. «Иммерсивный спектакль» - написано в аннотации на сайте. Всего три артиста и несколько помощников, которые совершенно необходимы, чтобы создать у зрителей «эффект присутствия» и позволить им увидеть спектакль, не видя артистов.
Зрительская аудитория необычного спектакля была смешанной: в Дом музыки пришли школьники 13-й калужской школы с классным руководителем Татьяной Куркиной и члены областного и городского отделений общества слепых - незрячие или частично зрячие люди.
Да, видеть зрителям не позволено. Зато их окружают звуки: стук пальцев по клавиатуре, когда главная героиня Василиса пишет свой дневник. Звуки музыки, доносящейся из соседней квартиры. Грохот батареи, по которой стучит девочка, чтобы досадить соседу-музыканту. Гул лифта, в котором героиня сталкивается с пожилым незрячим мужчиной. Шум стадиона, где Василиса болеет за нового знакомого, который тоже оказывается слепым. Беготня и крики на перемене в школе, скрип снега под ногами идущих друзей… К звукам добавляются запахи: краской пахнет в картинной галерее, жвачкой - от самой Василисы.

Все это органично вплетается в ткань повествования, когда Василиса ищет себя, мечтает и немного завидует, ссорится с братом, гуляет с подругой... Несколько случайных встреч с незрячими людьми заставляют главную героиню задуматься о том, как они чувствуют и воспринимают мир. Девочка знакомится с изобретением Луи Брайля, достижениями Андрея Полухина, творчеством Рэя Чарльза, Клода Монэ, Эдуарда Асадова. Для нее становится открытием, что слепота не помешала им добиться больших успехов в жизни. И в этих поисках она находит настоящего друга - им оказывается тот самый незрячий сосед-музыкант.
Голос и интонации в спектакле «на ощупь» особенно важны, тем более что некоторые артисты исполняли по нескольку ролей.
Первоначальная растерянность школьников, оказавшихся в темноте, сменилась живым интересом. Они улыбались, вслушиваясь в происходящее, с удивлением вдыхали запахи, улыбались, смеялись… И громко аплодировали артистам, когда им наконец позволено было снять маски с глаз. Впрочем, они и сами немного принимали участие в спектакле, изображая то зрителей на стадионе, то животных в зоопарке.Без жалости и выводов
- Спектакль был поставлен в 2018 году, то есть идет уже четвертый год, - рассказала художественный руководитель театра и исполнительница главной роли Дарья ВИТАН. - Есть грантовые, благотворительные показы, как сегодня: поддержка благотворительного фонда «Анастасия» позволяет нам показать спектакль в десяти городах России для членов общества слепых и учащихся школ-интернатов для незрячих. В Москве постановка доступна для всех зрителей, разумеется, по билетам. Они приходят для того, чтобы погрузиться в этот мир на ощупь.
За четыре года отзывов на спектакль получено много. Зрячие люди воспринимают его скорее как аттракцион. Оказаться в темноте для зрячего человека - своеобразный стресс: сначала хочется снять маску и посмотреть, что происходит вокруг. Но постепенно зрители привыкают, расслабляются, начинают доверять артистам и своим ощущениям. Многие признаются, что постановка изменила их представление об окружающем мире. Ну а незрячие говорят, что наконец появился спектакль, где они чувствуют себя как рыба в воде.
Запах масляной краски, выпуклые буквы и картины переносили зрителей в иную реальность
- В первую очередь мне понравилась форма подачи: понравилось рисовать, ощущать звуки и запахи, изображать животных. Такая вовлеченность всегда интересна для зрителей, этот час пролетел очень быстро, - поделилась впечатлениями председатель калужского городского общества слепых Галина БЫКОВА. - Еще один плюс в том, что у зрителей нет готовых образов: каждый из нас сам представляет себе главных героев, ведь в спектакле даже не указан их возраст: девочке может быть и тринадцать, и шестнадцать лет - кому как ближе.
Но самым большим достижением Галина Быкова назвала посыл необычного спектакля.- Когда люди говорят об инвалидах, они часто делают скорбную физиономию, понижают голос, многие рассказы об инвалидах имеют оттенок жалости и сочувствия, - поясняет Галина. - В данной постановке этого нет: рассказ ведется очень позитивно и непринужденно. Нет назидательности, морали. И нет готовых выводов: зрителям просто дают возможность прожить этот час, прислушиваясь к своим чувствам и ощущениям, а выводы они сделают сами.
Вполне возможно, что «Мамин театр» еще привезет в Калугу этот необычный спектакль. И было бы здорово, чтобы его смогли увидеть, вернее, услышать и почувствовать как можно больше зрителей, особенно детей.
Иммерсивный (eng. immersive - погружать) — технологии полного или частичного погружения в виртуальный мир или различные виды смешения реального и виртуального.

Газета
Прямая линия












