Канун праздника, 7 марта. Солнечное утро. Теплый ветер. Затон у КЭМЗ. Рыбаки у лунок в надежде на клев по «последнему льду». Яченское водохранилище. У спасателей поисково-спасательного отряда (на воде) областной ПСС тренировка - демонстрируют нашим коллегам с телевидения, как оказывать помощь провалившимся под лед. В 10.27 пришло сообщение – на Оке на оторвавшейся льдине унесло рыбаков…
Дрейф
Считанные минуты на сборы. Спасатели ПСО Алексей Скоробогатов и Александр Селезнев мчались по реке на надувной лодке с мотором от Воробьевской переправы к затону КЭМЗ. В районе пляжа затор. Пришлось выбираться на лед и перетаскивать лодку на открытую воду. Метрах в 300-х практически на середине Оки они увидели ледяное поле со столпившимися на нем людьми.
- Двое пытались спастись сами. Один выбрался, а второй тонул в ледяной каше. Я смог добраться до него, обвязать веревкой, запрокинуть голову, чтобы не захлебнулся. Мужчина крупный, плюс еще набравшая воды тяжелая одежда. В полынье я дна не чувствовал. Вода на подъеме. Течение под лед затягивает. С трудом мы с Александром смогли его вытащить, - рассказывает спасатель 2-го класса, водолаз Алексей СКОРОБОГАТОВ.
По его словам, ситуация была очень сложная. Льдина с рыбаками впечаталась в ледяную кашу и остановилась. В любой момент могла развалиться на части – вся исчерчена трещинами, края ломались. Когда подплыла лодка, все кинулись к ней. Алексей оставался с рыбаками на льдине – надо было успокоить людей, организовать эвакуацию. Александр перевозил их. Коллеги страховали на берегу, спасатель 3-го класса Евгений Юраков принимал спасенных с лодки, передавали медикам. Всего в операции было задействовано четыре десятка человек из подразделений МЧС и различных служб.
- На льдине, глядя на рыбаков, заметил, что многие воспринимают все как приключение. Но эту эйфорию я быстро пресек. Объяснил - сейчас в нас какой-нибудь торос врежется, все окажемся в воде. Протянул между ними веревку, метров 40, - если что, будем эвакуировать по воде. Случись такое, думаю, доплыли бы не все. Мужчины возрастные - 65 - 70 лет, один даже на костылях был, - продолжил Алексей Скоробогатов.
Этот случай сами спасатели называют чудесным. Совпало, что они оказались рядом, средства спасения наготове – только-только на тренировке использовали. Не разрушилась под таким количеством людей льдина. Можно выдохнуть? Увы, нет.
- Отношение к безопасности у наших рыбаков не меняется. Когда я высадился на льдину, спросил - есть ли у людей средства спасения: спасательные жилеты, шилья, веревки. Никто не ответил положительно. Да, слышали, да, знают, что их надо иметь, да, дома лежат, - возмущался спасатель Скоробогатов.
Страх и риск
Каждую весну у спасателей, водолазов, сотрудников Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) – горячее время. Приходится убеждать экстремалов с удочками не рыбачить, пока под ними не растает последняя льдина. К сожалению, прислушиваются далеко не все.- На днях на Яческом водохранилище доставали утонувшего человека. Рыбак провалился и не смог выбраться. Ледовые шилья зажаты в руках. Они помогают, когда есть прочный лед, а в ледяной каше, как сейчас, бесполезны, - отметил Алексей Скоробогатов.
Информация о мартовских происшествиях быстро разошлась в интернете, СМИ. Однако на количество рыбаков на водоемах это не повлияло. В выходные на Яченском водохранилище их было, как грачей на пашне. Столбик термометра перевалил за плюс 10, лед активно таял.
Проблему рыбацкого экстрима обсуждали и на планерке горуправы Калуги.

- Выход на лед запрещен. Не надо быть самоуверенным и думать, что с вами все будет хорошо. Живой пример – ситуация, когда в затоне Оки откололась льдина с 17 рыбаками. Без спасателей мы могли бы иметь несчастный случай на водных объектах, — объяснял завотделом по защите населения Алексей ГАПОНОВ.
В нашей области за нарушение правил охраны жизни людей на водных объектах предусмотрен штраф до 2 тысяч рублей. Но, видимо, он мало кого пугает. Еще в начале 2000-х в Росии шел разговор о том, чтобы те, кто сам виноват, что попал в беду (на Дальнем Востоке, к примеру, рыбаков периодически на льдинах уносит в море), должны оплачивать спасательную операцию из своего кармана. Изменения в федеральное законодательство так и не были внесены. Считается, что спасение людей - прерогатива государства и, когда есть угроза жизни и здоровью, спасатели в любом случае придут на помощь.
Государство – это и мы с вами. Поэтому предложили нашим читателям в социальных сетях, Телеграм-канале обсудить меры воздействия на людей, рискующих своими и чужими жизнями. В 2019 году в Куйбышевском районе, спасая провалившихся под лед рыбаков, погиб сотрудник МЧС. Вот что нам написали:
«Всегда кажется: с кем угодно может несчастье произойти, только не со мной... Но здесь очень жалко и их самих, и их семьи. Недавно один рыбак провалился под лед, его, к сожалению, не спасли. А представьте, каково его жене, детям - страшное несчастье... Нет, что-то делать обязательно нужно, чтобы сознание у таких увлеченных мужчин прояснилось.»
«Жалко-то жалко, но лучше пусть они первые начнут себя жалеть. А то им жалко, что зима уходит, жалко улов оставлять, когда эвакуируют. Пусть сначала свою семью пожалеют. А без штрафов они этого, похоже, не поймут».
«Что за весенние забавы у взрослых мужиков, после которых поднимают по тревоге спасателей МЧС! Другое дело, когда уносит на льдине жителей регионов, где рыбная ловля - источник пропитания, тут действительно можно
посочувствовать. Но рисковать жизнью ради десятка рыбешек на завтрак кошке!.. Не стоит игра свеч, по-моему».
«Не понимаю этих людей. Рисковать своей жизнью - ради чего? Была бы там рыба как рыба, а то они большую в спичечный коробок складывают, а маленькую отпускают».
В голосовании за различные меры борьбы большинство наших респондентов (63 %), высказались за введение для нарушителей платы за спасательные операции. Люди предлагали увеличение штрафов и контроль за водными объектами, как на дорогах, с помощью современной техники. Видимо, убеждать любителей ловить «по последней льдине» лучше рублем. Иначе эта льдина может стать последней в их жизни.

Светлана МАЛЯВСКАЯ.
Фото предоставлено пресс-службой ГУ МЧС России по Калужской области.