Драмтеатр открыл 248-й сезон спектаклем «Маскарад». В поэтической истории Михаила Лермонтова в режиссуре Роберта Манукяна соединились светская роскошь далекой эпохи и сегодняшнее стремление противостоять нелегким временам. Трагифарс получился не только злободневным, хоть и поставлен по произведению середины XIX века, но и очень трогательным.
Рыцарь уходящей натуры
«Маскарад» - редкий гость на российской сцене. В истории остался грандиозный след «Маскарада» Мейерхольда, сыгранный в «Александринке» в 1917 году и ставший той высокой планкой, до которой до сих пор трудно дотянуться многим театрам. Именно поэтому постановка «Маскарада» - это большая ответственность.Главный режиссер Калужского областного драматического театра Роберт Манукян поставил спектакль о призраках давно ушедшей эпохи. Его главным героем является наделенный мятежным духом и умом дворянин Евгений Арбенин, которого сыграл актер Кирилл Бессонов. Образ Арбенина, созданный Манукяном, - это путь длиною в целую жизнь: от холодного и сухого цинизма до полнейшего и безвозвратного помешательства.
Свое состояние, заработанное на азартных играх, Арбенин приумножает при помощи брака по расчету. Его супругой становится очаровательная девушка, в которую Арбенин влюбляется со всей страстью своего холодного и требующего наживы сердца. Молодую супругу зовут Настасья Павловна. Арбенин дома ласково называет ее Ниной. Кстати, ее в спектакле сыграла Евгения Сергеева, супруга Кирилла Бессонова.
Нина с большим удовольствием проводит время на балах, а однажды возвращается позже положенного времени. Арбенин устраивает своей супруге сцену ревности. Он пребывает в дурном настроении еще и оттого, что нарушил данное себе слово и вновь сел играть в карты. Арбенин пошел на это ради своего молодого друга, красавца-сердцееда князя Звездича. На маскараде таинственная незнакомка дарит князю красивый браслет. Звездич демонстрирует свой трофей Арбенину. Тот уверен, что этот браслет принадлежит его жене. Арбенин устраивает Нине допрос, но та отвечает, что потеряла украшение. Он угрожает ей и упрекает в неверности.
Нина отправляется к баронессе, чтобы излить свое горе. Светская дама признается, что это она подарила Звездичу злополучный браслет. Арбенин не верит клятвам жены в ее невиновности и убивает при помощи яда. Лишь после смерти жены герой понимает, что совершил роковую ошибку.
Локальные изюминки
Когда смотришь или читаешь произведения Михаила Лермонтова, в голове всегда возникает вопрос: как очень молодой человек мог создать такие непревзойденные шедевры? Драму «Маскарад» он написал в 21 год. Канву пьесы поэт взял из светской хроники Петербурга того времени.Слог Лермонтова прекрасен и изящен, определенно ничем не уступает поэзии Александра Пушкина. В начале спектакля казалось, что из-за сохранения оригинальных строк будет скучновато. Все-таки стихи будут звучать почти три часа, а современный зритель от этого уже отвык. Однако внимание режиссеру и актерам удалось удержать благодаря динамичному, яркому действию. На поскучать ни времени, ни эмоций не оставалось.
Действие происходило в мистическом пространстве, созданном на сцене, как другой мир, обратная сторона Петербурга - красивая и холодная, лживая и лицемерная. Костюмы без преувеличения и приукрашивания - выше всяких похвал. С точки зрения стилистики образы безупречно продуманы до мелочей. Атласные туфельки на актрисах, танцующих вальс, обувь в цвет фрака с тонкой тесьмой на Арбенине, штрипки на брюках Звездича - это, безусловно, изыск.
Музыка в спектакле - это отдельный персонаж, еще одно действующее лицо, которому предназначена определенная миссия. Трагические композиции в «Маскараде» создавали определенную эмоциональную атмосферу спектакля и добавляли исторического колорита Лермонтовской эпохи.
Пьеса получилась очень личной, ведь произведение было написано автором о себе. Лермонтов избегал искренней любви и честных взаимоотношений. Этот спектакль хочется пересмотреть, переслушать, перечувствовать еще не один раз. Благодаря большой режиссерской и актерской работе трагифарс получился очень современным. Именно маскарад, не только в буквальном, но и переносном смысле, стал главным героем пьесы. Собственно костюмированный бал показан лишь в одной сцене. Картежная игра - не более чем повод для развития сюжета. Но, по мысли Лермонтова, вся светская жизнь является маскарадом, разбросанной по столу карточной колодой. Никто не показывает своего истинного лица, не проявляет настоящих чувств. Так было два века назад, так есть сейчас, и, скорее всего, будет отдано на откуп нашим потомкам.
В ближайшее время спектакль «Маскарад» можно будет посмотреть 17 и 27 октября.
Евгения ФРОЛОВА.
Фото автора.