В преддверии профессионального праздника о работе своего подразделения нашим читателям рассказывает начальник специализированного отдела по расследованию дорожно-транспортных происшествий Следственного управления УМВД России по Калужской области подполковник юстиции Антон АЛЕКСЕЕНКОВ.
Профильный отдел
Специализированный следственный отдел был создан в середине 1990-х годов для расследования самых резонансных ДТП, повлекших тяжкие последствия – гибель или причинение тяжкого вреда здоровью людей.Коллектив в подразделении небольшой – восемь человек вместе с руководителем. Таким составом следователи не только обслуживают территорию всей Калуги, но и выезжают в районы на дорожные происшествия, в которых погибли двое и более человек, пострадал или погиб ребенок, либо в аварию попал общественный транспорт с пассажирами.
За год в суд направляются около сотни уголовных дел. Кроме того, в производстве находятся материалы проверок по происшествиям, в которых нет состава преступления. Такое бывает, когда виновный погиб и некому предстать перед судом или ДТП происходит по вине пешехода. В этих случаях выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и материал направляется на проверку в прокуратуру.
Решать возникающие в процессе следствия технические вопросы помогают специалисты отдела автотехнических экспертиз Экспертно-криминалистического центра УМВД.
Сроки расследования зависят от тяжести последствий, сложности ДТП и количества исследований и экспертиз, которые необходимо провести. Обычно на стандартное уголовное дело отводится два месяца, но при наличии осложнений расследование может быть продлено до года.
Человеческий фактор
Наиболее тяжкие последствия дорожно-транспортных происшествий наблюдаются на загородных трассах. Именно там чаще всего происходят аварии с большим количеством пострадавших.Основные причины таких происшествий связаны с человеческим фактором. Тут и нарушения скоростного режима и правил обгона, и невнимательность водителя, вызванная долгим нахождением за рулем. Усталость приводит к снижению концентрации, как следствие – допускаются ошибки, которые в итоге приводят к трагедиям. Водитель может неправильно оценить скорость движения, пойти на рискованный обгон, отвлечься от дороги, наконец заснуть за рулем и допустить столкновение.
Что касается ДТП в городских условиях, в основном они связаны с пешеходами, переходящими дорогу в неположенном месте. В 30-40 процентах случаев сбитые пешеходы пребывали в состоянии алкогольного опьянения. Подавляющее большинство наездов происходит в условиях ухудшения видимости: во время осеннего ненастья, в темное время суток, на неосвещенных участках.
Срез общества
Люди, совершающие дорожно-транспортные происшествия, это, по сути, срез нашего общества. Не дай бог, но в ДТП может попасть любой, от этого никто не застрахован. Человек может отвлечься, устать после работы, неудачно попытаться кого-то обогнать, не заметить пешехода.Примерно половина из них осознают и признают свою вину. Остальные – категорически отрицают и перекладывают вину на кого-то или что-то другое. Нередко приходится сталкиваться со случаями, когда подследственные говорят: «Я ни при чем, это машина виновата». Сейчас, например, готовится к направлению в суд дело, в котором обвиняемый утверждает, что выехал на встречную полосу из-за лопнувшего колеса.
Бывают и другие своеобразные версии: во время поездки что-то отвалилось, отказали тормоза, заклинило автопилот. Поэтому следователям приходится проводить комплекс мероприятий, направленных на установление истинного механизма дорожно-транспортного происшествия. Каждый вид ДТП подразумевает определенные обстоятельства, которые ему предшествовали. Исходя из этого выстраивается линия доказывания.
Одно из самых сложных дел было в Износковском районе, где пьяный водитель на «Лексусе» съехал с моста в реку. Сам-то он выплыл, а вот пассажир утонул. В процессе расследования обвиняемый пытался избежать наказания, переложив вину на погибшего. Мужчина утверждал, что именно его спутник сидел за рулем, а тот уже ничего не мог сказать в свое оправдание.
Следователям пришлось долго и кропотливо устанавливать истину, чтобы доказать, что именно выживший был виновником ДТП.
Накануне нашего профессионального праздника хочу пожелать коллегам терпения, стойкости в работе и профессиональной удачи. По возможности – спокойствия, поскольку работа наша тяжелая. Всем добра!
Нетрезвые водители
Остается актуальной проблема нетрезвых водителей. В последние годы ДТП по вине пьяных водителей происходят гораздо реже, чем раньше. Но ниже определенного порога их количество не становится. Хотя наказание за последние годы значительно ужесточилось. В случае совершения ДТП в состоянии опьянения, которое повлекло смерть двух и более лиц, водитель может быть наказан лишением свободы на срок до 15 лет.Так, пьяному водителю, по вине которого произошло ДТП в Бабынинском районе, погибли двое родителей, а дети остались сиротами, суд дал больше 10 лет колонии.
И все равно находятся люди, легкомысленно считающие, что ничего страшного не случится, если они сядут за руль в состоянии подпития. После ДТП они ведут себя по-разному: одни отрицают, что пьяны, другие говорят, что ничего не помнят, третьи скандалят. Редкий случай – когда человек чистосердечно признает свою ответственность за случившееся. Тяжело осознавать, что по твоей вине совершено деяние, которое привело к непоправимым последствиям – гибели людей. Не все готовы принять такое, поэтому и придумывают различные версии.
– Мне кажется, перед выдачей водительских удостоверений людям надо показывать последствия дорожно-транспортных происшествий. Чтобы они своими глазами видели, к чему приводят ошибки при вождении в состоянии опьянения, какими трагедиями они оборачиваются для людей – как для пострадавших, так и для тех, кто совершил ДТП , – считает Антон Алексеенков..
Без удачи нельзя
У каждого следователя есть определенный порядок действий по прибытии на место происшествия. Бывает, все выполнишь, осмотришь, изымешь, а восстановить механизм ДТП не получается. Потом случайно находишь свидетеля, который предоставляет тебе запись с видеорегистратора. Или при повторном осмотре обнаруживаешь скрытый отпечаток пальца. И у тебя появляется ниточка, которая помогает распутать все дело. Это и есть удача.
Лучшее, что можно порекомендовать автомобилистам, – соблюдать скоростной режим, то есть никуда не торопиться и быть внимательным на дороге. Эти две составляющие помогут если не избежать, то хотя бы минимизировать последствия дорожно-транспортного происшествия.
Фото из архива Антона Алексеенкова.