Три очень милые леечки стояли на скамеечке... «Арбузная фея» хвалилась объемами. В ответ ее крошечная, с пятирублевую монетку, товарка язвила про «одни семечки в голове». «Дама» в розах из бисквитного фарфора презрительно морщила носик… Тем временем, шурша целлофаном, Андрей Александрович доставал из контейнера все новые и новые вещицы из своей коллекции. В ботаническом саду Калужского государственного университета готовились к уникальной выставке авторских работ керамистов «Садовая лейка, о чем ты мечтаешь?».
Одна мечта у леек Андрея Попкова уже сбылась – они попали в ботанический сад КГУ. Сегодня в Калуге это точка притяжения для всех, кто неравнодушен к богине Флоре. У его создателя и хранителя доцента КГУ Евгения Константинова глаз на редкости наметанный (есть даже юго-восточные орхидеи, которые носят его имя): увидев страницу Андрея Александровича в соцсетях, уговорил его сделать экспозицию.
– Я не ожидал, что такой рутинный бытовой инструмент может дарить поэтическое вдохновение не только керамистам, – сказал Евгений
Константинов.
У доктора Попкова леек собралось уже почти две сотни. И это не простые десятилитровые металлические садово-огородные «солдаты». Каждая способна поспорить с цветами ярким нарядом и оригинальной формой. Каждая, по словам хозяина, с характером. Практически о каждой есть волшебная новелла.
– Они мне помогают. Заставляют верить в людей, верить в добро. Когда работаешь в тяжелых ситуациях, когда есть риск стать циничным, выгореть эмоционально, я прихожу в свой сад. Он заполняет душу, дает возможность отдохнуть и сохранить в себе ребенка, – поделился Андрей Попков.
Будни детского врача-реаниматолога далеко не каждому по плечу. Это и уровень ответственности, и цена принимаемых решений. Андрей Александрович работает в отделении реанимации Калужской городской детской больницы почти 30 лет. Он продолжатель медицинской династии. Началась она с бабушки Нины Александровны и дедушки Петра Ионовича, которые фельдшерами прошли войну. Маленький Андрюша рассматривал медицинские атласы с непонятными надписями на латыни, слушал, как взрослые обсуждают случаи из практики. А еще ему очень нравилось огородничать с дедом, прививать яблони в саду, ухаживать за цветами вместе с бабушкой.
– Признаюсь – во мне живут и врач, и ботаник. Я вам сейчас вот что покажу, – сказал он и стал разворачивать очередную фигурку.
Это была не лейка, а… кот. Упитанный, улыбающийся, в белом халате с цветком и лейкой в руках. Так Андрея Александровича увидел известный в Калуге керамист Игорь Папакин.
– От настоящего кота у меня в характере только природная лень! Люблю поспать! – улыбается доктор.
Кстати, лейки на медицинскую тематику у него тоже есть. Например, похожий на противокорабельную мину коронавирус. На нем старинная маска чумного доктора. С одной стороны круглое «тело» покрыто вирусными «шипами», с другой – в честь победы медицины, – розами. Сделал ее мастер по эскизу Андрея Попкова. Как и лейку-докторский саквояж, набитый всеми необходимыми инструментами и лекарствами. Вода в нее заливается в пузырек с касторкой, а выливается из стетоскопа старой модели. В память о бабушке с дедушкой – лейка-санитарная сумка времен Великой Отечественной.
– С подарка бабушке началась моя коллекция. В 2002 году я подарил ей зеленую керамическую леечку вместе с цветущим каланхоэ. А перед своим днем рождения разыскал и купил удивительную книгу Макса Гесдерфера «Комнатное садоводство», впервые опубликованную в Российской империи в 1897 году, и отнес похвастаться бабуле. Она прочла и вернула книгу, а в придачу лейку: «Андрюша, возьми ее. Она красивая и обязательно тебе пригодится!» – вспоминает Андрей Попков.
Лет пять он смахивал пыль с пары десятков леек, которые умещались на полке с книгами по садоводству. А потом познакомился с Игорем Папакиным и … пошло-поехало. Наш коллекционер познакомился с мастерами из различных уголков страны и ближнего зарубежья. Керамисты сначала удивлялись просьбе сделать оригинальную лейку, а потом загорались идеей. На выставке в ботаническом саду будут представлены работы 14 авторов.
– Я столкнулся с тем, что в стране практически никто не коллекционирует лейки. В Германии, Англии и Америке собирают в основном раритеты викторианской эпохи, когда в Великобритании начался бум садоводства. А керамикой не занимаются – слишком накладно. Уникально в моей коллекции то, что она процентов на 80 состоит из авторских работ, – отметил Андрей Александрович.