Про экранизацию «Ополченского романса» мы уже рассказывали в выпуске № 41 от 6 октября 2023 года в статье «Тени не гасят солнца». Съемки восьмисерийного фильма уже начались и будут продолжаться в Калуге около двух месяцев. А в минувшее дождливое воскресенье киношники с раннего утра до позднего вечера около нашей редакции снимали два эпизода будущего сериала. Чтобы пообщаться с создателями и самим погрузиться в магию кино, мы решили стать участниками «мокрой смены». Думаю, мы не сняли «шляпу»*!
(*На сленге «шляпа» означает что-то некачественное, неинтересное или бесполезное. Если человек говорит, что фильм или книга — «шляпа», то это значит, что он считает их некачественными, скучными.)
А что сняли?
Дом печати, еще вчера привычный, странно преобразился – пропала надпись «Издательский дом», на месте любимого калужанами Бима – тумба с цветком. Историческое панно на фасаде потемнело. Надо же, как быстро работают художники по декорациям! Строителям на перекраску понадобилось бы несколько дней, а декораторы успели еще и дорожные знаки спилить, и улицу Кропоткина увешать сине-желтыми флагами.
Цель этих изменений – воссоздать зарисовку из книги Захара Прилепина, который с 2014 года поддерживает ополченцев Донбасса. На улице Марата снимали демонстрацию рабочих у здания украинского ГУВД. По задумке режиссера наш Дом печати призван был сыграть роль этого заведения. И справился – ему, как и Биму, сниматься в кино не впервой!
(Владимир Стеклов)
Съемка демонстрации длилась часа три-четыре. Многочисленные дубли, недовольные возгласы «ну вот, опять кто в лес кто по дрова». С ЗИЛа командовали задействованные в эпизоде актеры Дмитрий Гурьянов (Костылин) и Владимир Стеклов (Командир). Массовку, состоящую из 185 калужан, предводитель ополчения подзадоривал лозунгами: «Большую пенсию жителям Калуги!», «Хороших мужчин женщинам Калуги!». Сработало – сцену наконец снять удалось.
Во второй сцене митингующие брали штурмом здание ГУВД. Ее начали снимать, когда на улице уже смеркалось. В первых рядах появились каскадеры. Актеры, играющие сотрудников ГУВД, хорошо вошли в роль и регулярно обрабатывали ополченцев дубинками.
Тут взревел ЗИЛ. Из толпы, поднимающей ограждения на раз, выбежал молодой человек, зацепил за оконную решетку первого этажа карабин и дал водителю команду: «Пошел!» Через секунду решетка была вырвана. Здесь тоже одним дублем не обошлось. Не думал, что когда-то буду стоять и спокойно наблюдать, как рушат мою редакцию. Причем дважды…
Наконец в глубокой темноте раздалась команда: «Стоп! Снято!» Из всей 12-часовой смены в сериал войдут лишь три-четыре минуты. Маленькими шажками картину будут снимать в области до начала декабря.
Кино слу-чи-лось
С генеральными продюсерами Димитром Тодоровым и Юсупом Бахшиевым я познакомился, когда они укрывались от дождя под козырьком Дома печати. В перерывах между митингом ополченцев и штурмом Дома печати нам удалось побеседовать о сериале. Вернее, о фильме.
– Мы называем это «кино», потому что для нас это больше восьмисерийное кино, нежели сериал, – поясняет Димитр Тодоров. – У него не будет продолжения. Как у книги – начало и конец. Мы его так и называем по-человечески – «фильм».
– Как родилась идея?
Димитр Тодоров: – К нам эта идея пришла практически одновременно. Захар нас благословил, дал творческое согласие.
Юсуп Бахшиев: – Это произведение – одно из самых легких по написанию у Захара. Воздушное, как зефир. Не угнетает, а, наоборот, романтизирует.
Д. Т.: – Захар – мыслитель. Он очень глубоко пытается понять, что произошло и кто такие ополченцы. Мы хотим, чтобы эти глубинные смыслы проявлялись.
– И в чем они, эти смыслы?
Ю. Б.: – Для меня в том, что любая жертва не бессмысленна. Ведь никто не верил, что Россия введет войска. То, что они сражались и умирали, было делом принципа. Они хотели высказать свое «я». Они его высказали. С моей точки зрения, наш фильм о жертвенности. Без особой надежды на победу. Сейчас она появилась, раньше – не было. Это как противостояние добра и зла. Понятно, что зло полностью уничтожить невозможно. Но и не бороться – тоже нельзя. Тогда оно будет усиливаться, усиливаться, усиливаться. В этом миссия человека: выбери сторону и борись до конца дней.
Д. Т.: – Это произведение не может ничего изменить, повлиять на что-то. Если только на сердца людей. Заставить их чуть глубже изучить историю.
– Какая ваша задача?
Д. Т.: – А наша задача простая – сделать так, чтобы это кино случилось. Чтобы произведение слу-чи-лось. Чтобы мы нашли на это деньги, команду. И чтобы у этого сериала был зритель.
– Сложности есть?
Ю. Б.: – Стандартные. Это наличие техники, людей, которые понимают, в какую сторону направлять автомат, чтобы на экране это смотрелось хорошо. И, конечно же, правда – мы рассказываем о событиях, которые реально происходили. Допускать ошибки нам бы не хотелось. Тщательность в создании кадра – самое сложное.
– Что с актерами?
Ю. Б.: – Это нас огорчило. Многие отказывались от съемок, когда узнавали тему произведения. Около 70%.
Про честь и достоинство
В одной из коротких пауз я познакомился с Олегом Лукичёвым. Многие его знают как оператора, продюсера, сценариста. Новый фильм – его первая режиссерская работа. Режиссер согласился уделить мне пару минут.– Почему именно эта картина?
– Потому что я сам служил в 56-й отдельной десантно-штурмовой бригаде, был в Афганистане. Мне эта тема очень близка. Любая война – это плохо. Но они, к сожалению, есть. Я – православный человек, живу в этой стране и хочу как-то помочь ей, сделать что-то хорошее, достойное. И это мой вклад – люди посмотрят, что-то узнают и станут относиться к ополченцам Донбасса еще лучше.
– В фильме есть трогательные сцены?
– Их очень много. Есть сцены – не могу их сейчас пересказать – они правда трогают мое сердце. (У собеседника краснеют глаза, заметно, что он расчувствовался.) В 14-м году люди вышли защищать свой дом. К 22-му многих убили. Практически всех. И получается, что они принесли себя в жертву. Люди все равно выходили, не боялись и делали то, что считали нужным. Они вызывают у меня уважение. Я к ним отношусь с большой симпатией. Вот и все. Вот про что мы снимаем – про честь и достоинство.
– Почему наш город?
– Калуга – очень приятный город. Он старый, здесь есть похожие на Луганск, Славянск места. Энергия у вас правильная. Так и выбрали.
– Есть сложности в съемках?
– Мы снимаем реальную историю. Мы должны соблюсти очень многие вещи: как ходили, какие автоматы были, какая одежда. Это требует сил. Надо подбирать подходящую натуру, какие-то объекты. И как обычно в кино – не хватает времени. Но это не главное.
– А что главное?
– Мы получаем удовольствие от работы. Нам нравится то, что мы делаем. И мы знаем, ради чего мы это делаем. Кино надо снимать в двух случаях: либо ты героев своих любишь, либо даешь им надежду. И то и другое у нас есть.
Егор Лазовик.
Фото Георгия Орлова.