Введение новых требований, инициированное Рособрнадзором, направлено на исключение случаев необъективного вручения медалей. Причиной принятия таких мер стал прошлогодний громкий скандал, связанный с награждением незаслуженной золотой медалью дочери чиновника в одном из регионов страны. Рособрнадзор отреагировал на происшествие массовыми проверками в школах. Часто обнаруживалось, что учителя по различным причинам, в том числе и под давлением администрации, завышали оценки потенциальным медалистам. И поэтому число «золотых» выпускников росло как на дрожжах. К примеру, в нашем регионе особенно «урожайным» был 2015 год. Тогда число золотых медалистов с 300 человек резко перевалило за 400!
Чтобы узнать мнения по поводу этих изменений, мы провели опрос среди руководителей системы образования, директоров школ, учителей, методистов, родителей.
Александр Аникеев, министр образования и науки региона:
- Я считаю, что это очень важная и своевременная мера, которая способна остановить необоснованное увеличение количества выпускников, которые стяжают золотые медали. В прошлые годы медали «За особые успехи в учении» можно было получить достаточно просто, число их обладателей постоянно увеличивалось.
Татьяна Фомина, учитель немецкого языка Серпейской школы (Мещовский район):
- У меня нет однозначного ответа по этому вопросу. Ребёнок может осознанно, шаг за шагом, идти к медали, а на экзамене показать, скажем, результат ниже 70 баллов. И что? Прощай, медаль! И меньше 70 баллов он может набрать не потому что не готов, а потому что, скажем, в этот день у него болела голова, или ребенок был невнимателен при заполнении бланков ответа. Нужно, я думаю, идти навстречу детям, а не возводить у них на пути дополнительные преграды и не лишать их мотивации на успех. К тому же не стоит забывать, что ЕГЭ сам по себе огромный стресс, а тут ещё может быть дополнительный провал. И 70 баллов, к примеру, по профильной математике, скорее всего, легко получить для выпускников городских специализированных школ. А вот в сельских школах это сделать гораздо сложнее.
Юлия Медова, заведующая отделом образования администрации Малоярославецкого района:
- Пока трудно сказать что-то определенное. Думали, что количество медалистов уменьшится уже на этапе подготовки к государственной итоговой аттестации, однако их число остается стабильно высоким. Экзамены детей не пугают, они считают, что сдадут на 70 баллов ЕГЭ по русскому языку и профильной математике. Май, июнь нам все покажут. Мое личное мнение: медалей не должно быть много. Это особый знак в образовании. Исключительный.
Антон КовалЁв, директор средней школы №45 г. Калуги:
- Действительно, возможно некоторое сокращение количества медалистов. Если раньше потенциальный медалист мог сдавать и базовую математику, и профильную (кстати, все наши медалисты сдавали на «отлично»), то в этом году пришлось выбрать что-то одно. В целом же стоит ожидать повышения значимости школьной медали, а это правильно. Надеемся, что и вузы поддержат эту значимость.
Маргарита Донцова, родитель (Барятинский район):
- Если ребенок реально учится, стремится к успеху и уверен в себе, то наберет эти 70 баллов. С другой стороны, представляете, какой ребенку будет нанесен удар, если он в какой-то момент не выдержит психологической нагрузки и недоберет один-два балла! Детям и так в школе достается: и программа сложная, и на дом задают много. Да и нам, родителям, непросто: детей подготовь, репетиторов найми. Сколько может быть разочарования, нервов, потраченных впустую финансов, несбывшихся надежд?! Пусть лучше будет больше медалистов, чем пролитых слез. Ведь школа - это только первая ступень, а дальнейшая учеба все равно покажет, кто настоящий отличник, а кто липовый.
Ирина Мохова, учитель английского языка калужской средней школы №46:
- Я считаю, что это правильный шаг, это будет более объективно, так как сегодня 70 баллов на ЕГЭ - довольно средний результат. Золотые медалисты получают дополнительные баллы при поступлении в вуз, поэтому они должны оправдать их. На заре ЕГЭ баллы переводились в оценки, если я не ошибаюсь, 70 баллов соответствовали четвёрке. Думаю, что количество реальных медалистов не уменьшится.
Выслушав все точки зрения, трудно прийти к однозначному выводу. Безусловно, медаль «За особые успехи в учении» должна показывать то, что выпускник обладает реально глубокими и разносторонними знаниями. Это как знак качества! Медаль не должна быть «притянутой», а уж тем более липовой. Но всё же, кажется, что требования нужно было ужесточать постепенно, а не рубить, как у нас часто происходит, сплеча. Очередное ужесточение, действительно, может вызвать стресс у выпускников-отличников. Но, с другой стороны, представляется, что не все так страшно, ведь свет не сошелся клином исключительно на золотой медали. Вузы прибавляют баллы и за другие индивидуальные достижения выпускников школ, например, за итоговое сочинение, спортивные награды, золотой знак ГТО, волонтерство или участие и победы в различных соревнованиях и олимпиадах. Так что будущим выпускникам есть к чему стремиться.
О том, к каким результатам приведет очередное нововведение, мы узнаем уже летом - в июне после экзаменов, когда выпускникам будут вручены золотые медали.
В регионе медали «За особые успехи в учении» получили:
- 2018 год - 504 выпускника;
- 2017 год - 484 выпускника;
- 2016 год - 472 выпускника;
- 2015 год - 415 выпускников;
- 2014 год - 299 выпускников;
- 2013 год - 280 выпускников.
Фото Георгия ОРЛОВА.