Зимой тюбинг кажется безобидным развлечением, однако скорость и отсутствие контроля превращают детскую забаву в источник серьезной опасности. С начала зимы в больницы региона после катания на надувных санях обратились более четырехсот человек, в основном детей, и это, учитывая, что снег выпал только в январе и впереди еще минимум месяц морозов.
Детское развлечение со взрослым риском
Катание на «ватрушках» так прочно вошло в нашу жизнь, что мы порой не замечаем, к чему оно приводит, пока не зайдем в интернет. «Во Владивостоке пятилетний мальчик разбился насмерть, катаясь на «ватрушке», «Машина насмерть сбила ребенка на тюбинге в Кировской области», «Погибла при катании на тюбинге 20-летняя студентка Смоленского базового медицинского колледжа» – такие ужасные заголовки поисковик выдает по запросу «трагедии с тюбингом» или демонстрирует пользователям как самые читаемые новости.В области, по данным Следственного комитета, до трагических исходов пока не доходило, но недавно беда случилась у наших соседей – в Брянской области. В конце января в Бежицком районе двое девятилетних школьников после уроков пошли кататься на тюбингах с насыпи мостовой и утонули в реке. На место выехали спасатели, полиция и следователи, но детей до сих пор не нашли. Ранее в Брянске взрослый мужчина разбился насмерть, влетев в дерево на тюбинге.
Эти трагедии заставили местных сотрудников правопорядка чаще напоминать жителям о правилах безопасного катания, а городские службы – засыпать песком опасные спуски.
Люди – не кегли
Даже после этих вопиющих случаев по всей стране люди продолжают кататься на стихийных, неподготовленных горках, где нет ни разметки, ни защитных бортов, ни контроля.В Калуге такой склон есть, например, на Пуховском пруду. Зимой он превращается в популярную горку, но условия катания там далеки от безопасных: неорганизованный спуск, пересечение траекторий, отсутствие зонирования для подъема и спуска. Здесь детишки катаются под присмотром родителей. Увы, некоторые папы и мамы в душе еще дети и не соблюдают правила вместе со своими чадами: съезжают вдвоем на одной «ватрушке» и не боятся крутых склонов.
А у стелы «Машзавод», на улице Ленина, дети и подростки катаются как по одному, так и «паровозиком», сцепляя тюбинги между собой и часто в неправильном положении. Формально на тротуар они не вылетают, но риск столкновений и переворотов остается высоким. Более того, помимо раскатанной горки некоторые рискуют съезжать прямо со ступенек, ведущих к остановке. Здесь могут пострадать и прохожие.
Показательный случай произошел 1 января в Сухиничах, на горке в районе Баевки. Местная жительница Татьяна Конкина стояла у бордюра, где люди поднимались наверх после спуска. В этот момент в нее на большой скорости врезалась «ватрушка» со взрослой женщиной. Тюбинг по инерции перелетел на противоположный склон и пошел вниз – увидеть его заранее было невозможно. Итог: сложнейший многооскольчатый перелом, операция и долгая реабилитация.
По словам пострадавшей, женщина, сбившая ее, не извинилась и ушла с горки, обвинив саму Татьяну в том, что она «стояла не там».
Это происшествие – наглядный пример того, чем заканчивается катание без зонирования, ограждений и элементарного контроля. Как отмечает сама Татьяна Конкина, страшно представить, если бы на ее месте оказался ребенок.
В последние несколько лет участились и вылеты тюбингов на проезжую часть. При столкновении с автомобилем шансов у человека на «ватрушке» просто нет. Но более безрассудным выглядит привязывание надувных саней к машинам. Такие «покатушки» превращают тюбинг в неуправляемый снаряд: при рывке, заносе или экстренном торможении человека может выбросить под колеса, в столб или на встречную полосу.
«Раньше тоже катались – и ничего»
Такая мысль возникает у многих, когда речь заходит о горках во дворах, на лесных опушках, в парках и других общественных местах. Мы, наши мамы и папы, бабушки и дедушки да и предыдущие поколения катались на санках, картонках, линолеуме, ледянках и даже на расплющенных пластиковых бутылках. Все остались живы-здоровы.Но при катании на тюбинге надо учитывать, что он может разгоняться до 40 км/ч, у него нет тормозов и рулевого управления. Остановиться или увернуться от препятствия, например, замедлив «ватрушку» ногами или завалившись набок, практически невозможно. Она несется вперед, поддаваясь ледяной поверхности и каждому выступу, и совершенно не слушается владельца.
Испытано на себе
На праздничных выходных я впервые в жизни прокатилась на «ватрушке». Дело было в Брянской области, на моей малой родине, и горка была та же, на которой я каталась в детстве. Но когда ты весишь больше шестидесяти килограммов, даже маленький холмик не кажется безобидным. Со скоростью света я пару раз скатилась, ловко петляя между двух деревьев в конце пути, и поняла, что это не просто страшно, но и крайне небезопасно. Виталий успел запечатлеть мои эмоции в тот момент.После той поездки я еще долго не могла отделаться от мысли: будь горка чуть выше, дерево чуть ближе, а скорость чуть больше, все могло закончиться совсем иначе. Но если бы я увидела правила катания на тюбинге пораньше, то соблюдала бы их, а именно – не пошла бы кататься на необорудованную горку. Несколько секунд острых ощущений не стоят человеческой жизни.
Тюбинг – это не «прокатиться с ветерком», а осознанный риск. И чем раньше мы перестанем относиться к нему как к безобидному аттракциону, тем меньше будет новостей о травмпунктах, поисковых операциях и сломанных судьбах. Зима должна оставаться временем радости, а не поводом для сводок экстренных служб.
Всё как у людей
В двух районах нашего региона есть официальные тюбинговые горки, где хотя бы частично соблюдаются требования безопасности.Так, в селе Хвастовичи горка была построена в 2025 году по программе поддержки молодежных инициатив. Она работает по расписанию, в нерабочее время вход перекрывается. Здесь все «по-человечески»: на спуске дежурят контролеры, есть освещение, парковка, туалет. «Ват-рушки» выдают бесплатно, но их не всегда хватает, и многие приносят свои, хотя правила запрещают. Как нам рассказали очевидцы, даже при наличии контролеров далеко не все соблюдают дистанцию, из-за чего «ватрушки» сталкиваются и ребята нередко вылетают с полосы. И все же люди выбирают такие горки, потому что они безопаснее и удобнее.
В Медыни (на фото) тюбинговая горка открылась в конце 2024 года и быстро стала популярной у жителей всех возрастов. Сейчас она временно закрыта из-за погодных условий, но именно такие оборудованные площадки специалисты считают наименее опасным вариантом зимнего отдыха.
Как не оказаться в больнице
Никто не застрахован от случайностей, но соблюдение простых правил поможет значительно их минимизировать. Тогда у вас останутся приятные воспоминания о том, как вы провели время на горке, а не в травмпункте.
Нельзя:
кататься в темное время суток;
выбирать склоны круче 20 градусов, с деревьями, камнями и различными конструкциями;
связывать «ватрушки» между собой;
кататься вдвоем с ребенком;
съезжать лежа на животе или спине, сидя спиной вперед, стоя;
использовать автомобили или снегоходы для буксировки;
кататься в состоянии алкогольного опьянения.
Обязательно:
кататься только в оборудованных местах;
соблюдать дистанцию;
сразу покидать трассу после спуска;
подниматься вверх вне траектории движения;
учитывать максимально допустимый вес тюбинга (чем больше вес, тем выше скорость«ватрушки»).
Никто не застрахован от случайностей, но соблюдение простых правил поможет значительно их минимизировать. Тогда у вас останутся приятные воспоминания о том, как вы провели время на горке, а не в травмпункте.
Нельзя:
кататься в темное время суток;
выбирать склоны круче 20 градусов, с деревьями, камнями и различными конструкциями;
связывать «ватрушки» между собой;
кататься вдвоем с ребенком;
съезжать лежа на животе или спине, сидя спиной вперед, стоя;
использовать автомобили или снегоходы для буксировки;
кататься в состоянии алкогольного опьянения.
Обязательно:
кататься только в оборудованных местах;
соблюдать дистанцию;
сразу покидать трассу после спуска;
подниматься вверх вне траектории движения;
учитывать максимально допустимый вес тюбинга (чем больше вес, тем выше скорость«ватрушки»).
Елизавета ЛЕВДИКОВА
Фото Виталия Верескуна, Сергея Лялякина

Газета
Прямая линия













