За полгода в лицее «Держава» проделана большая работа – теперь здесь нет детей с нулевым уровнем владения русским языком. Приобретен учебно-методический комплект, ширится спектр дополнительных кружков, и системные занятия приносят свои плоды. Проводятся не просто стандартные уроки словесности – учителя используют игровые формы, погружают детей в русскую культуру и историю, знакомят с русскими традициями. Радует положительная динамика, хоть она и не такая стремительная. Дети по сравнению с первой четвертью повысили свой уровень, стали лучше усваивать учебную программу. К примеру, если в 4-х классах в первой четверти было 10 неуспевающих детей, то во второй четверти их уже шесть. Схожая ситуация и в других параллелях.
Оперативная реакция на конфликты
В лицее особое внимание уделено ребятам, которые старше по возрасту и учатся не по преемственности, а на класс или два ниже. Оперативно отслеживаются все проблемные сигналы, которые иногда поступают. По словам директора Оксаны Копыловой, в таких случаях проводятся беседы с классными руководителями и детьми, чтобы выяснить конкретные причины конфликтов.
Например, в 5 «А» классе конфликт был связан с физическими различиями. Дети просто захотели выяснить, кто из них сильней, но ситуация, к счастью, быстро нормализовалась. В 6 «Б», который считается достаточно сложным по своему составу, конфликт был связан с именем ребенка. Одному из учеников показалось смешным имя нового одноклассника. Последовал конфликт, произошла драка. Сразу же был подключен социальный педагог, вызван инспектор по делам несовершеннолетних, проведена воспитательная работа, и сейчас в этом классе обстановка спокойная. Были ли случаи агрессивного поведения со стороны родителей? К счастью, таких ситуаций в лицее не было, по крайней мере никто из учителей по этому поводу не жаловался.
Родителей тоже надо обучать
Об этом нам рассказали в лицее, когда обсуждались основные итоги работы за первое полугодие. В диалоге приняли участие министр внутренней политики и массовых коммуникаций региона Олег Калугин, председатель регионального отделения ООО «Ассамблея народов России», член Общественной палаты области Стефан Генич. Гости отметили большие успехи педагогического коллектива в работе с детьми-инофонами. Их адаптация и интеграция проходят успешно. Более эффективное взаимодействие учителей с родителями хоть и заметно, но этого явно недостаточно. В ближайших планах руководства лицея – организовать обучение в вечернее время или в выходные дни родителей, которые не владеют русским языком, особенно это касается матерей.
– Мы регулярно проводим мониторинг того, что происходит в лицее «Держава». Это уникальный опыт. И он уникален не только для нашего региона, но и в целом для России, – подчеркнул Олег КАЛУГИН. – Сегодня результаты показывают, что работа ведется успешно. Если полгода назад в лицее было порядка 100 детей, которые вообще не владели русским языком, то теперь все они в той или иной степени им владеют. Освоение осуществляется через литературные произведения, культурные мероприятия, детей погружают в мир русской культуры. И это очень важно.
– По завершении третьей части проекта, после первого полугодия, мы видим, что именно индивидуальный подход к детям-инофонам, их родителям, дает ключ к интеграции и дальнейшей адаптации их на Русской земле, – отметил Стефан ГЕНИЧ. – Я считаю, что работа учителей и администрации лицея в этом направлении очень важна. Есть ли вероятность реализации этого проекта в других школах? Безусловно, одна из задач – популяризация тех методик, которые будут наработаны в лицее «Держава». Этот опыт, конечно же, мы будем предлагать и школам нашей области, и другим регионам, где существуют схожие проблемы.
КСТАТИ
С 20 сентября по 20 января 2022 года в лицей «Держава» поступили еще
35
детей,
в основном выходцев из стран Средней Азии. Сегодня здесь обучаются 133 ребенка, для которых русский язык неродной. В двух классах (2-й «И» и 5-й «Е») обучается около 90 % детей-инофонов. Количество детей, для которых русский язык неродной, составляет 8 % от общего числа учеников.

Газета
Прямая линия












