О зубрах на страницах нашей газеты мы рассказываем регулярно. В национальном парке у нас даже появились любимчики, о чьей судьбе особенно переживаем. Наши постоянные читатели наверняка помнят о путешествии из Новочебоксарска в Козельский район зубрицы Муланы, о зубриных тинейджерах, которых выпускали в калужские леса, и т.д. Всегда приятно слышать, что у зверей все сложилось благополучно. Сегодня мы продолжаем разговор о зубрах с Александром Рогуленко, заместителем директора по науке национального парка «Угра».
У меня студенты нередко спрашивают, зачем нужны краснокнижные животные? Я нашел такой ответ: это достояние, шедевр, созданный природой, требующий соответствующего отношения и изу-чения. Это ларец с сокровищами, которые мы еще не можем оценить. Но если редкие виды пропадут, мы можем остаться в окружении одних тараканов, клопов и крыс.
Люди добрые
– Александр Владиславович, в парке отслеживают дальнейшую судьбу животных?
– Мы стараемся следить. Есть заметные особи, которых, как говорится, в лицо знаем. Был опыт работы с ошейниками со спутниковыми датчиками, но они травмоопасны – ими можно зацепиться за дерево, к примеру, и если зубр не освободится, он рискует погибнуть. Мы используем фотоловушки, тепловизоры, отслеживаем зверей по следам. Животные из зоопарков Новочебоксарска, Ростова-на-Дону благополучно интегрировались в стада.
– Много ли желающих помогать зубрам, живущим в парке?
– Начиналась наша программа при поддержке благотворительного фонда «Красивые дети в красивом мире». Есть компании, которые нам помогают, отдельные граждане. В холода объявляем акцию «Подарите зубрам зиму!». Нам приносят морковь, яблоки, овес. Кто-то по килограмму покупает, кто-то целыми мешками. Школьники из Щелканова под патронажем ФСО тонну зерна привезли. Фермеры тоннами дарят сено, в списке зубриных благодетелей даже монахини Шамординского монастыря. Зимой мы стараемся собрать зубров у подкормочных площадок, чтобы в этот сложный период они были чаще у нас на глазах, под охраной.
– Как относятся к «лесным царям» в сельхозпредприятиях?
– Это животное у большинства людей сразу вызывает симпатию. Уже не раз было и у нас, и на других особо охраняемых природных территориях, когда зубры заходили зимой в какое-нибудь хозяйство, находили силосную яму и регулярно там кормились, на посевы выходили. Специалисты из национального парка «Орловское полесье» рассказывали о случае, когда фермер хотел выставить счет за потоптанные посевы, а летом оказалось, что расти на этом месте все стало еще лучше. В других странах посевные площади огораживают от проникновения диких животных. Мы с крупными потравами не сталкивались. В охотхозяйства зубры приходят на кормушки. Каждый год мы собираем всех заинтересованных лиц – представителей сельхозпредприятий, охотхозяйств, ищем решение проблем.
Покинуть Красную книгу
– Сможет ли зубр выйти из Красной книги?
– Безусловно. Цель, которую ставит перед собой рабочая группа по сохранению зубров при Минприроды России, добиться этого в следующем десятилетии. Размножаются зубры не быстро – один теленок раз в два года. Телочек и бычков рождается поровну. Быки – разведчики, их холостяцкие группы осваивают новые территории. За ними приходят стада коров. Объединяющим фактором является необходимость защищать телят. Потомство у зубров появляется в мае-июне. Через два часа новорожденный уже встает на ножки и может следовать за матерью. Примерно через неделю, когда он окрепнет, мать приводит его в стадо.
– Если зубров станет много, они не попадут в число охотничьих животных? Уже есть предложения разрешить на них трофейную охоту. Как вы к этому относитесь?
– Если хищники подбирают в основном хилых и слабых животных, то трофейная охота выбирает лучших представителей вида. Я против организации какой-либо охоты на особо охраняемых природных территориях. Некоторые люди считают, что если животное вывести из Красной книги, то автоматически будет разрешена его добыча. Например, в Белоруссии на зубра могут охотиться, несмотря на то что он краснокнижный вид. Там проводят выбраковку больных зверей плюс разрешают охоту на старых быков. Такой сельскохозяйственный подход.
Нужно помнить, что человек с ружьем – главная причина исчезновения зубров. Других серьезных врагов у них в природе нет. Российский самодержец Александр I еще в 1802 году издал указ «О сохранении зубров», который запрещал сплошную рубку леса и охоту на этих могучих быков. Разрешение охотиться на «царева зверя» мог дать только сам государь. Зубр, можно сказать, стоял у истоков заповедного дела в России. В 1924 году на месте Кубанской охоты, принадлежавшей великим князьям, был организован Кавказский зубровый заповедник.
В природе все сбалансированно. Когда человек начинает вмешиваться, он этот баланс нарушает. Примеров негативных последствий много. Нужно понимание, по каким законам существуют природные комплексы. Мы не можем приказать животным, чтобы они жили по нашим правилам. Мы сами должны встраиваться в эту систему.
Зверю – место!
– Какие ближайшие перспективы этого зверя в национальном парке «Угра»?
– Хотелось бы развивать Жиздринский участок национального парка, а в дальнейшем – Угорский. Надо выстраивать «коридор», чтобы в будущем он помог нашим зубрам соединиться с группировкой в Смоленской области. Если в 2017 году надо было потрудиться, чтобы отыскать какие-то следы зубров, то сейчас зимой мы ведем учеты животных, и это не особо сложно.
– У нас в лесах столько зубров поместится?
– Да. Емкость лесов гораздо больше того количества зверя, которое мы имеем. Зубр займет свою нишу в числе травоядных животных. Раньше леса наши выглядели по-другому, потому что зверей в них было в разы больше.
– Смогут калужане, гости области увидеть наш «рогатый бренд» в экспозиционных вольерах?
– Мы ведем работу в Перемышльском районе. Там откроется новая экотропа «Покровские курганы». Сотрудничаем с парком семейного отдыха «Белые берега». Готовим вольер, где будет содержаться демонстрационная группа зубров.
Беседовала Светлана МАЛЯВСКАЯ.
Фото Георгия ОРЛОВА и из архива национального парка «Угра».