Название группы, отражающее ее любовь к перемене мест и веселый характер музыки, появилось спонтанно - его срочно придумали перед первым телеэфиром на федеральном канале. Кстати, тогда в титрах название написали с ошибкой: «Веселый дилЛижанс».
В аэропорт - под конвоем
Об этом недавно на съемках программы «Карт-бланш» на Нике ТВ, в которых принял участие наш корреспондент, вспомнил Алексей Гвоздев, бессменный руководитель и идейный вдохновитель кантри- и блюграсс-группы «Веселый дилижанс», за 36 лет сменившей несколько поколений участников.
Ошибка в титрах никак не повлияла на коллектив, который сразу полюбился зрителям и в дальнейшем стал частым участником телепрограмм, а в родном Обнинске был популярен уже давно. Для нашей области сам факт существования такой группы уникальный. Во-первых, из-за необычного направления, в котором играют юные музыканты. Во-вторых, это единственный случай, когда группа из России номинировалась на престижную американскую музыкальную премию в стиле, который американцы считают исключительно своим.
Алексей Гвоздев - музыкальный педагог, заслуженный деятель культуры Калужской области. Родился в 1960 году в Советской Гавани Хабаровского края. В музыкальном училище занимался в Донецке, где жили родственники. В 1988 году создал в Обнинске из учеников ДШИ №1 кантри- и блюграсс-группу «Веселый дилижанс», где сейчас играет уже пятый состав юных музыкантов.
Алексей Гвоздев, вспоминая далекий уже конец 80-х, говорит о причинах появления группы так:
- Я работаю в детской музыкальной школе. Ребят надо заинтересовать тем, чем они занимаются, чтобы у них появился смысл для дальнейшего развития. Сначала они играли гитарные дуэты, затем подключили скрипку и виолончель. У меня на стене много лет висело банджо, я долго не знал, как к нему подступиться, и в конце концов освоил самостоятельно, изучив школу игры, которую нашел в Ленинской библиотеке. Так и появилась кантри-группа, тем более что в конце 80-х у нас был бум на все американское.
Кстати, в Америке обнинские музыканты были не единожды. Как подсчитал Алексей Гвоздев, сам он провел там в общей сложности два года.
- Мы записывались, выступали на фестивалях. Профессионально не работали, для этого там обязательно нужно вступить в профсоюз и иметь рабочую визу, - рассказывает Алексей Юрьевич.
В связи с этим он вспомнил забавный случай, произошедший с «Веселым дилижансом» во время одной из первых поездок в Штаты.
- Мы прилетели, выступали на концертах, а потом узнали, что есть возможность попасть на один из самых крутых кантри-фестивалей, правда, через неделю после того, как должны были улететь. Мы самостоятельно поменяли билеты, объявили приглашающей стороне о своих намерениях, они были в шоке, что мы их подводим и хотим остаться в стране. Но как эти дети, а музыкантам было лет по 12, захотели бы там остаться, одни, без родителей? Однако нас в итоге с конвойной машиной отправили в аэропорт. Оказалось, там вовсе не такая уж и демократия, - смеется Алексей Гвоздев.
Это трудное слово «Обнинск»
Наиболее интересным и сильным составом «Веселого дилижанса» Гвоздев считает тот, в который входил Илья Тошинский и другие, оставшиеся в США и выделившиеся затем в самостоятельный «Берингов пролив».- Илья - один из выдающихся сессионных музыкантов в Америке. Гитара у него основной инструмент, но он добавляет к ней банджо, балалайку, бузуки. Он играл у нас лучше всех, подтягивая всех остальных. Это уникальный человек, он был одержим и уникален по своим данным, с абсолютным гармоническим слухом. После него у меня других таких не было, - говорит Алексей Гвоздев.
В связи с этим Алексей вспомнил историю, как когда-то в Петербурге они были на концерте одной кантри-группы из Вермонта, которая неплохо играла, а после концерта за сцену к ним пришел Тошинский и сыграл на банджо так, что солировавший на нем музыкант был в шоке настолько, что ушел. Они увидели его на выходе, когда он пытался запомнить и выговорить трудное для него слово «Обнинск».
В коллектив, который номинировался на премию «Грэмми», входили Наталья Борзилова, Илья Тошинский, Лидия Сальникова, Александр Арзамасцев, Александр Островский, Сергей Ольховский.
- То, что они талантливые, это несомненно. Мы расстались в 99-м году, они три года пытались пробиться, ничего не получалось, но вдруг… Хотя в номинации они проиграли популярной тогда «Дикси Чикс», однако у тех альбом записывали сессионные музыканты, а наши делали все самостоятельно, - говорит Алексей Гвоздев.
У наших детей горят глаза
Сам он считает, что нашел себя как преподаватель, а не музыкант, хотя в свое время и играл в обнинском ДК «Строитель» на гитаре.- Учить у меня получается лучше, чем играть, да и дети теперь осваивают инструменты быстрее меня. Но я умею и могу их заинтересовать хорошей музыкой, возможностью импровизации в ней. Мне интересно наблюдать, как ученики творчески растут. У нас в стране есть серьезное преимущество перед другими - система государственных музыкальных школ. У многих детей горят глаза. Мне есть с чем сравнивать, я пытался преподавать в Америке, - поделился Гвоздев.
Если раньше он подбирал юных участников в коллектив по соответствию друг другу, то теперь по таланту. Новый сегодняшний состав группы был сформирован в 2021 году. В него входят Ксения Башкатова - акустическая гитара, мандолина, вокал; Анна Швид - скрипка, вокал; Максим Воронов - банджо; Лиза Листарова - барабаны, акустическая гитара, вокал; Глеб Кипчаков - контрабас, вокал; Дарья Ким - электрогитара, акустическая гитара. Их возможности Гвоздев оценивает достаточно высоко, тем более что у юных музыкантов есть вдохновляющие примеры их предшественников, а сами они попытаются покорить аудиторию в Китае.
- говорит о планах Алексей Гвоздев.
Андрей ГУСЕВ.
Фото из группы «Веселый дилижанс» ВК