В 1937 году глава Калужской епархии был арестован и вместе с группой духовенства и мирян приговорен к расстрелу. Память священномученика Августина увековечили во внутреннем дворе следственного изолятора, в котором он содержался перед смертью.
В конце июля в Москве состоялось заседание Священного синода Русской православной церкви под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, на котором было установлено новое празднование для церковного календаря – Собор калужских святых. В этом списке более 60 имен. Один из них – это святой священномученик Августин, архиепископ Калужский и Боровский. Он возглавлял калужскую кафедру недолго – всего три года, был репрессирован в 1937 году и содержался здесь под стражей. Поэтому мы и установили на этом месте памятную доску в его честь.
Протоиерей Василий (Гаднай),
руководитель отдела Калужской епархии по взаимодействию с учреждениями УФСИН.
Семейные радости и печали
Священномученик Августин, в миру Александр Беляев, родился в 1886 году в семье многодетного священника в селе Каменка под Костромой. Окончил духовное училище в Кинешме, Костромскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию, но принимать сан не торопился. Александр женился, преподавал русский язык и литературу в Пензенском епархиальном училище, был старостой в храме.
В 1914 году у Александра и его жены Юлии родилась дочь Юлия, а через пять лет – вторая дочь Нина. Вскоре после этого жена скончалась от скоротечной чахотки, и Беляев остался один с двумя сиротами – шести лет и девяти месяцев. Воспитывать девочек ему помогала неграмотная, но глубоко верующая крестьянка Анисия
Ефимовна.
Избранный народом
Сам же Александр решил посвятить себя вере. 28 августа 1920 года он был рукоположен в священника. Вместе с дочками он переехал на родину в Кинешму, где стал служить в одном из городских храмов. Довольно быстро самоотверженное служение сделало его известным не только среди православных города, но и во всей Иваново-Вознесенской епархии.
Дети любили отца Александра. Когда он шел домой, его всегда сопровождала толпа ребятишек. Часто их приглашали к нему во двор и угощали чем бог послал. Такое отношение побуждало и взрослых приходить к священнику за утешением.
Протоиерей Александр был пострижен в монашество с именем Августин и 21 сентября 1923 года по настоянию и просьбе народа возведен в сан епископа Иваново-Вознесенского. Близкие пытались уговорить будущего епископа отложить монашеский постриг на некоторое время, пока дети не подрастут, но тот был непреклонен в своем решении. Он отвечал, что спешит именно сейчас вручить детей попечению Божией Матери, тем самым сделав их положение наиболее прочным, так как уверен, что при таком высшем покровительстве они никогда и ни в чем не будут нуждаться.
Репрессии властей
Новый епископ принялся за дело так, что православная община стала быстро пополняться новыми прихожанами. По этой причине власти терпеть не могли харизматичного святителя и подвергали его репрессиям. Епископу Августину запретили служить в Иванове, отправив его в Кинешму с подпиской о невыезде, а потом и вовсе арестовали и полгода продержали в тюрьме. Дети оставались жить с няней в Иванове.
О своих арестах и ссылках владыка Августин однажды скажет:
– Что же тут удивительного, это наш путь. Господь об этом предупреждал, а иначе никогда не будешь со Христом… Да, бывает, что мы всего оказываемся лишены, даже церковного богослужения, но веры и нашего внутреннего благочестия, нашей свободы во Христе нас не может лишить никто.
В 1926 году епископа Августина снова арестовали и осудили на ссылку в Среднюю Азию. После освобождения в апреле 1930 года владыку направили на служение в Сызрань, где в то время власти активно закрывали храмы, а верующие активно ходатайствовали об их открытии. Вокруг владыки объединились миряне и священники. На свободе он прослужил меньше года и снова был арестован.
Лагерь, в котором отбывал заключение епископ Августин, находился в лесу возле станции Лодейное Поле Ленинградской области. Ссыльные собирали смолу. Кто не справлялся с установленной нормой, оставался без еды. Через некоторое время владыку назначили работать фельдшером в медпункте и отпускали в город за лекарствами. В городе он познакомился со священником и через него смог получать посылки от прихожан, которые в тяжелых условиях спасли ему жизнь.
Калужский период
После освобождения в 1934 году владыка Августин возглавил Калужскую епархию. Младшая дочь Нина жила с ним. Отец помогал ей в уроках и объяснял несостоятельность популярной среди атеистов теории Дарвина.
В 1936 году Августина посвятили в сан архиепископа Калужского и Боровского. Год спустя он совершил свое последнее пасхальное богослужение.
Архиепископ знал, что его хотят арестовать. Поэтому сжег письма, которые могли послужить поводом к аресту его близких и знакомых. 20 сентября пришла повестка, чтобы он явился в здание городского совета. Время было указано позднее, и он понял, что будет заключен под стражу.
«Его вы больше не увидите…»
Архиепископ Августин был обвинен в контрреволюционной пропаганде и помещен под стражу. Той же ночью сотрудники НКВД забрали из дома все его вещи. Целый месяц после ареста длились изнурительные допросы с уговорами, угрозами и очными ставками.
21 ноября дочь владыки Августина Нину вызвали в НКВД. На глазах у отца под угрозой ареста у нее спрашивали, кто бывал у них в доме. Девушка никого не назвала, а потом спросила: «Что будет с отцом?» Девушке сказали: «Подумайте лучше о себе. Его вы больше не увидите». И отдали посох владыки, стоявший в углу.
Он так и не признал себя виновным и не выдал никого из своих знакомых. 23 ноября 1937 года архиепископ Августин, архимандрит Иоанникий, протоиерей Иоанн, псаломщики Алексей Горбачев, Аполлон Бабичев и член церковного совета Михаил Арефьев были расстреляны и погребены в общей безвестной могиле.
Алексей ГОРЮНОВ.
Фото автора и из открытых источников.