Какая птица скрывается в этом темно-сером куске глины, знает только мастерица. И вот из-под ловких пальцев появляется голова. Несколько насечек острой палочкой – короной поднимается петушиный гребень. Остается «куржупку»-свисток прилепить - и петя запоет. - Игрушки отзываются на твое настроение. Ты уставшая – они грустные. Я стараюсь веселых лепить. Когда всей семьей – с папой, мамой и братом - игрушки делаем, ведем разговоры, делимся своими историями и впечатлениями, - рассказывает Евгения Коноплёва. Рядышком на лавочке притулился чернющий Котофей Тимофеевич. Согласно мурчит: «Пр-р-равильно, пр-р-равильно…» Его «портрет» тоже есть среди свистулек – с рыбой в зубах.
Мне природа ближе, лес. В большом городе ритм жизни другой. Суета. Улицы забиты машинами. Здесь у нас больше свободы. Уединиться можно, подумать, мысли за день восстановить. Выходишь в сад, прогуляешься по лесу - и все проблемы отходят.
Глиняные истории
В Хлудневе что не игрушка, то история. Пошла барынька по ягоды в лес. Смотрит - на полянке медвежата, стала играть с ними. Тут медведица пришла. С перепуга схватила барынька зверят и на дерево залезла. А медведица ходит под ним: «Верни!» Так рассказывала когда-то о своем «Древе жизни» с медведями и барыней наверху хлудневская мастерица Аграфена Федоровна Трифонова.Отец Евгении Александр Заборских, ныне известный народный мастер, учился у здешних игрушечниц Татьяны Борисовны Трифоновой, Татьяны Ивановны Бубневой, Татьяны Дмитриевны Городничевой.
Дело было в 90-е годы прошлого века. Александр Геннадьевич работал водителем пожарной машины в думиничской части. Однажды глава поселковой администрации попросил его в Хлуднево глину отвезти. Тамошний карьер завалило, помочь некому. Женщины были очень рады. О житье-бытье рассказали, об игрушках, о том, что может угаснуть их промысел. А он еще мальчишкой у них свистульки покупал. Ведрами возили их на базары в Думиничи и не только. И загорелся пожарный научиться делать глиняные игрушки.
- Папа и маму, Татьяну Георгиевну, и нас с братом Лешей брал с собой, когда ездил к бабушкам в Хлуднево. Очень простые были, гостеприимные. Показывали, как игрушки лепить, как обжигать, расписывать. Все с молитовками, прибаутками, приговорками. Хорошо помню Татьяну Ивановну Бубневу. Папа все на телефон, такие тогда только-только появились, снимал, - вспоминает Евгения Александровна.
Дети вначале просто смотрели, как папа увлеченно мнет глину, разрезает очередную неудачную свистульку и радуется от души, если игрушка получилась. Потом сами решили попробовать лепить.
- Я тогда классе в седьмом училась. Мне, конечно, нравилось рисовать, но глина – это что-то новое. Я была в восторге, когда у меня с первого раза получился свисток. Его делают при помощи двух палочек по специальной технологии. Папа мне показал, я повторила и … свисток засвистел! – продолжает Евгения Коноплёва.
Хлудневская игрушка помогла ей с выбором дальнейшего пути - после школы поступила на инженерно-педагогический факультет КГПУ (сегодня - Калужский государственный университет). Когда вернулась в родные Думиничи, вела тематический кружок в Доме пионеров, потом работала в детском саду. Сегодня Евгения Коноплёва – сотрудник отдела ГО и ЧС районной администрации. Но даже в плотном графике выкраивает час-другой для «древ», «петухов», «медведей».
- По нынешним временам жить только этим промыслом не получится, выживать только можно. Взвешивала это много раз, я творческий человек, с удовольствием окунулась бы в эту работу, но на жизнь не хватит, - призналась она.Семья часто собирается за столом вместе, чтобы лепить игрушки. Однажды сделали семейное «Древо жизни» - изобразили на нем несколько поколений своего рода, Евгению - уже замужней дамой с маленькой дочкой Аней на руках.
Дух леса
Лес начинался через дорогу от дома, где они раньше жили. Летом Женя с младшим братишкой, с подружками целыми днями пропадали в «зеленом замке». Каждое дерево, каждый кустик, каждая кочка были знакомы. А леса в здешних местах сказочные – ели островерхими шлемами упираются в небо, дубы простирают могучие сучья, низины застилают ковры черничника в россыпях темных ягод…
Исследователи считают, что знаменитое хлудневское «Древо жизни», такого практически нигде больше в Европейской России не лепят, появилось благодаря свойствам здешней глины. Она очень пластичная, хорошо держит высокие и широкие формы, при обжиге не течет. Но сюда еще бы одного «соавтора» добавить – лес. Со стародавних времен он людям и защита, и кормилец, и дом, и храм. Образ «древа» не на пустом месте вырос. В него вкладывали много значений. «Древо» - и символ мироздания, и мифического покровителя рода: корни - предок, ствол - сам род, листья - дети.
- У старых мастериц в Хлудневе я такое «Древо жизни» видела - на нем лицо просматривалось - глаза, птица вместо носа … Настоящий дух леса. Когда леплю «Древо жизни» с птицами, медведями, барынями, представляю, как человек дружит с лесом и его обитателями. «Древо» объединяет природу и людей, - убеждена Евгения Александровна.В лес она не только по грибы-ягоды ходит. Кстати, урожай лисичек в этом году был не плох, а после теплых обильных дождей думиничские любители тихой охоты ждут «нашествия» беленьких, подосиновиков, подберезовиков. А нашей мастерице лес дарит еще и вдохновение.
- Здесь особая энергетика. Человеку необходимо ходить не менее двух часов в день. После этого такой прилив сил получаешь! Я когда по лесу иду, обо всем забываю, о проблемах, неурядицах. Возвращаешься отдохнувшей, а если что-то интересное найдешь, еще лучше. Приятно получать от леса подарочки, - говорит она.Какие такие подарочки? В овражках, между кочек можно встретить редкие по красоте камни. Только не всем лес их показывает - другой человек пройдет и не заметит.
- Мне разные камни еще в детстве нравились. Этой весной сильно размыло склоны. Ходила вдоль ручья и обнаружила жеоды – образования с белыми кристаллами внутри. Они чудесно переливаются на свету. Стала их искать, станок шлифовальный купила, чтобы обрабатывать, - поделилась Евгения Коноплёва.
Рогачи и калачи
На четырех ножках с рожками. Хитро смотрят дырочками глиняных глаз. Рогачи, или рогали, - духи печные. Иногда лепили бабу с ними в руках. Искусствоведы головы сломали – то ли это чертики, то ли образ ухвата – первого в кухне помощника (и горшок достать, и распустившегося мужика на место поставить). Не печные ли духи подсказали Евгении сменить на время глину на тесто?
- Увидела в интернете, как пекут ржаной хлеб на живой закваске по старинному рецепту, и захотелось попробовать. К обычным прессованным дрожжам мы все привыкли, а я вырастила хмелевую закваску, такую, какую наши прабабушки делали, добавила цельнозерновую ржаную муку. Такие дрожжи постоянно действующие, но обращаться с ними надо деликатно, температурный режим соблюдать. Можно добавлять в хлеб гречневую или овсяную муку, сухофрукты, пряности, травы. Я и на мамины грядки заглядывала. Она у меня фармацевт и увлекается выращиванием лекарственных растений – у нее их десятки видов. Как вкусно! Как пахнет! – рассказывает она так, что у слушателей слюнки текут.
Правда, через некоторое время занятие выпечкой пришлось прервать. Взмолились родные и близкие. Удержаться, чтобы не отрезать краюшку-другую ароматного хлеба утром, в обед и вечером, ни у кого не хватало сил, а от изобилия мучного фигуры увеличились минимум на размер. Хорошим хлебом в Думиничах никого не удивишь. Здешний хлебокомбинат, пожалуй, единственный в области, где пекут его в дровяной печи, но у Евгении хлеб получался вне конкуренции. Может, все дело в рогачах?
Игрушка - дело серьёзное
Научных и не очень статей и книг о хлудневской игрушке написано много. О крестьянском ее характере, о простоте, вековых традициях. Но по-настоящему прелесть ее понимаешь, когда подносишь свистульку к губам, и зальется она простенькой мелодией или защелкает соловьем. Как говорят, душу в нее вдуваешь.
Задача современных мастеров - не просто каноны, а душу этой игрушки сохранить, чтобы радость она дарила, в руки ее хотелось взять. Каждый ищет свои пути. Хотя есть мнение, что народный мастер что-то вроде копииста – как бабушки делали, так и ты повторяй. Шаг влево, шаг вправо – самодеятельность.
- На самом деле это не так. Можно развиваться в пределах данной пластики. Хлудневская игрушка дает большие возможности. Когда бываем в других городах, всегда посещаем музеи, где в собраниях есть хлудневские игрушки. Собираем фотографии старинных образцов. Оказывается, сюжетов масса, а детали различаются. Для начала хотелось бы сделать максимально похоже на то, что лепили мастерицы в прошлом. Чтобы увидеть эти игрушки уже не на картинке, а на столе. Потом в пределах образа можно создавать различные композиции. Канон – это только канва, но его важно придерживаться. Если слонов начнем лепить, это будет уже не хлудневская игрушка, - объяснила Евгения Коноплёва.
Увидеть сегодняшний день наших старинных ремесел калужане и гости города смогут 26 августа. В областном центре пройдет первый фестиваль-конкурс «Живая нить традиций». Мастера народных промыслов, художники, дизайнеры попытаются взглянуть на народные промыслы через призму современности. Евгения Коноплёва и Александр Заборских тоже примут в нем участие.
Хлудневская игрушка - русский художественный промысел. Свое название получил от деревни Хлуднево Думиничского района. Промысел известен с первой половины XIX века, но некоторые исследователи считают, что игрушки из обожженной глины здесь начали делать уже в начале XVII века. В минувшем году хлудневская глиняная игрушка и тарусская вышивка стали брендами Калужской области.
Фото Георгия ОРЛОВА и из личного архиа Евгении Коноплёвой.