С тех пор как ответственность за обслуживание внутридомового газового оборудования возложили на домовладельцев, количество спорных ситуаций значительно возросло. Получатели этого блага цивилизации пытаются разобраться в тонкостях оплаты и в том, какая из обслуживающих организаций заслуживает доверия. Возмущаются тем, что деньги с них часто требуют за формальный осмотр, который не соответствует порядку, указанному в договоре. Некоторые и вовсе отказываются от обслуживания или месяцами не оплачивают услуги поставки, не понимая, чем это грозит.
Ну а поставщики требуют оплаты и заключения договоров, ссылаясь на то, какую опасность может представлять голубое топливо. И в крайних случаях – перекрывают газ. Делают это, как правило, летом: оставлять людей без единственного источника отопления в холодное время года запрещено. Ну а к собственникам осознание неотвратимости произошедшего приходит зимой.
Как не оказаться у разбитого корыта и что делать, если газ вам все-таки перекрыли?
С наступлением зимы в редакции газеты непременно раздаются звонки от пожилых жителей частных домов с жалобой: «Я замерзаю». Причина - отключение газа. Как правило, за неуплату. Вопрос всегда упирается в деньги: большой долг за газ, нежелание регулярно оплачивать договор на обслуживание, особенно если это обслуживание производится формально и пользы его жители не видят. В очередной раз вернуться к этой проблеме нас заставило обращение читательницы.
Лишённые удобств
В феврале 2021-го интернет всколыхнула новость о гибели пенсионерки из Ростовской области, в доме которой из-за долга в 26 тысяч рублей был отключен газ. Четыре года назад такая же смерть настигла пенсионерку из Рязанской области. Каждая новость вызывает волну возмущения. «А в другие страны газ продается за копейки», «Вот оно, «народное достояние», - с горечью комментируют пользователи соцсетей.
В начале зимы в редакцию обратилась пенсионерка из Кирова Екатерина Николаевна, которой за неоплату была прекращена поставка газа: за несколько месяцев до этого трубу обрезали и закопали. Суд встал на сторону поставщика, постановив оплатить долг - 250 000 рублей.
Насколько законны подобные отключения?
- Да, такая мера предусмотрена действующим законодательством, - подтвердил начальник юридического отдела аппарата уполномоченного по правам человека Калужской области Виктор НИКИФОРОВ, который консультировал пенсионерку и к которому мы обратились за разъяснениями. - Следует знать, что существуют определенные условия и порядок отключений. Отключение за неуплату происходит только в том случае, если собственник не оплачивал подачу ресурсов более 60 дней подряд. При этом существуют установленные правила и порядок приостановления подачи ресурсов.
Если человек погасил долг, даже в самое ближайшее время, ему все равно придется оплатить также стоимость отключения и подключения, о чем сообщается в уведомлении.
Как отметил юрист, с подобными жалобами в аппарат областного омбудсмена обращаются нечасто, поскольку относятся они к компетенции Госжилинспекции.
Рассрочка и срок давности
Что же делать человеку, который получил уведомление и понимает, что требования вполне законны?
- В первую очередь идти в ресурсоснабжающую организацию и просить срок на погашение долга, - советует Виктор Никифоров. - Жилищный кодекс предусматривает право заключить соглашение о поэтапном погашении. Применять ли пени - решается в индивидуальном порядке, но в принципе законом они предусмотрены.
При этом, отмечает Виктор Валентинович, существует такое понятие, как срок исковой давности, согласно которому суд может взыскать с собственника задолженность за коммунальные услуги только за последние три года. Именно этим положением юрист посоветовал жительнице Кирова апеллировать в суде.
О том, как закончилась эта история и какое решение было принято на следующем заседании суда, мы рассказать не можем: на телефонные звонки женщина не отвечает. Остается надеяться, что ситуация разрешилась благополучно.
2. Отключение может быть произведено только через 20 дней после того, как человек получил уведомление. Отключение без уведомления - это серьезное нарушение.
Не только неуплата
Отсутствие оплаты - основная, но не единственная причина, по которой могут отключить газ. Поводом для отключения могут стать отсутствие показаний счетчика, использование неисправного или не прошедшего проверку оборудования. Отключение газа возможно в том случае, если собственник дважды не открыл дверь работникам обслуживающих компаний для проведения планового осмотра или не заключил договор на обслуживание. Последний пункт особенно часто вызывает недоумение и раздражение собственников. Кто-то с трудом разбирается в предназначении многочисленных «газовых» организаций, несмотря на многочисленные разъяснения, в том числе в нашей газете. А кто-то отказывается заключать договор принципиально после негативного опыта, когда услуга оплачивается, а осмотр производится лишь формально. Эта проблема тоже не раз поднималась на страницах нашего издания.
Начальнику ГЖИ Калужской области Алексею ДУЛИШКОВИЧУ эта проблема тоже хорошо знакома.
- У нас существуют две крупные организации в сфере обращения с газом. АО «Газпром газораспределение Калуга» занимается строительством сетей, установкой, обслуживанием и ремонтом газового оборудования, ООО «Газпром межрегионгаз Калуга» ведает сбытом газа, а также выставлением счетов за эту услугу, - разъясняет Алексей Викторович.
А вот обслуживанием внутридомового газового оборудования помимо «Газпром газораспределение Калуга» вправе заниматься множество иных специализированных коммерческих организаций, которые должны быть внесены в соответствующий реестр, - по области таких более шестидесяти. Для осуществления этой деятельности достаточно подать «уведомление», а квалификацию специалистов данных организаций никто не проверяет.
- Проверить герметичность устройств, трубопровода, тягу может любой человек, - комментирует начальник областного ГЖИ. - Мы не знаем каких-то глобальных историй некомпетентного обслуживания именно потому, что оно не предполагает глубокого проникновения в оборудование. А вот для ремонта газового оборудования, его установки и замены нужны специалисты. Иногда граждане из соображений экономии привлекают «специалистов», которые на самом деле таковыми не являются… На январских праздниках было несколько историй, когда при замене газовой колонки в квартире такие «специалисты» перепутали воду с газом, что привело к залитию вплоть до уличного газопровода, в результате чего без газа оставались целые дома и даже микрорайоны.
С тем, что газ представляет огромную опасность, никто не спорит. Поэтому на крайние меры представители компании-поставщика идут не часто: они понимают, что отключение в отдельно взятом доме или квартире может привести к самовольным «врезкам» и стать причиной трагедий. Однако есть множество других «мелочей», которые могут сыграть роковую роль. И чтобы трагедии не случилось, ответственными надо быть всем. И собственникам, на которых возложена обязанность прохождения проверки оборудования в жилье, и сотрудникам газовых служб, которые обязаны осуществлять эту проверку не формально, а согласно договору, который они дают собственнику на подпись.

Газета
Прямая линия













