На встречу с Владимиром Петровичем и Анной Ивановной пришлось отправиться в отдаленную деревню Андреево-Палики близ Букани. Ехали извилистыми, не всегда обустроенными дорогами. Как рассказал глава семьи, до войны здесь было около 280 жилых домов. Годах в 50-х их число приближалось к сотне, а сейчас постоянно проживают лишь Сауковы, и только на лето заезжают еще несколько семей. Работавших прежде школы и магазина нет и в помине. Продукты раз в неделю привозит автолавка, да дочь Марина стабильно приезжает, чтобы проведать родителей и помочь чем надо. Топятся супруги дровами (посреди их дома стоит старинная русская печь), еду готовят на привозном в баллоне газе, воду берут из колодца. Между тем, дом выглядит добротно: стараниями детей и внуков крыша перекрыта, все как надо прилажено.
Родовое гнездо
Этот дом в Андреево-Паликах помнит каждый их день, проведенный вместе. Они вместе его и построили в 1963 году.
Родились и жили в соседних деревнях: Анна Ивановна - в Сельцах, Владимир Петрович – в Андреево-Паликах. Познакомились на престольном празднике в его деревне. Год перед свадьбой встречались, а поженились - и начали стройку. Со всех деревень, вспоминают, собирали кирпич да бревна с разрушенных домов. Сладили собственный дом, где живут по сей день. Здесь появились на свет их дети – Марина, Ольга и Николай. К сожалению, двух последних уже нет в живых. Престарелым родителями помогают старшая дочь Марина, которая наведывается к ним каждую неделю, да девять внуков. Растут на радость Сауковым и три правнука. Кто где живет сейчас, но осенью большая семья неизменно собирается в «родовом гнезде»: надо картошку копать.
- Это наша неизменная традиция! – шутят Сауковы. – Без запасов в зиму уходить нельзя.

Война
Они все такие – дети военного лихолетья. В их памяти навсегда осталось жуткое чувство холода и мучающего днем и ночью голода.
Когда началась Великая Отечественная, их отцы ушли на фронт, а обе семьи вместе с родными и соседями немцы пытались угнать на работы в Германию.
- Батраков хотели из нас сделать, а кого-то использовать в медицинских целях, - с горечью вспоминает Анна Ивановна. – За пять минут велели матери собрать меня с братьями и выходить на улицу. Ничего не разрешили взять собой, даже хлеб из печи, за которым потянулась бабушка. Я мало чего помню, маленькая еще была. Как рассказывала мать и тетка, вместе с жителями соседних деревень – Ослинки, Акимовки, Суглиц - нас согнали в Войлово (деревни Людиновского района – Прим. авт.). Мы с братьями и другие дети плакали, есть просили. В ночи мать отправилась домой добыть припасов. Чуть не потонула в разлившейся по весне 1942 года реке, но еду нам принесла. Гнали нас до станции Зикеево Жиздринского района, затолкали в пустой холодный вагон и повезли на запад. Случилось так, что наши войска разбили железнодорожные пути, и мы высадились в Выгоничах, в Белоруссии. Там нас приютила какая-то тетка, взяла к себе постояльцами. Всей семьей помогали ей засеять поле, потом – по хозяйству. Тогда же досыта наелись хлеба. А когда осенью помогли со сбором урожая, получили за работы четыре мешка ржи и отправились восвояси.
Владимира Петровича с матерью и двумя сестрами угнали в Эстонию. Но там они пробыли недолго, вернулись после освобождения в родную деревню.
Дома после войны тоже пришлось несладко. Ребята, чуть подрастая, вставали плечом к плечу со взрослыми. С 15 лет Анна пошла работать в совхоз свинаркой, затем – телятницей. Владимир трудился пастухом, скотником.
- Всю жизнь, - говорят, - протопали по грязи в резиновых сапогах. И все – за трудодни. Дадут по осени немного зерна, и на том спасибо. Все остальное растили в собственном хозяйстве. На 30 сотках огорода не было незанятого кусочка земли, держали в свое время по две коровы, по нескольку свиней, гусей и другую живность. Сдадим мясо, получим «живые» деньги, тогда что-то купим домой и детям. Одежду мать часто шила так, чтобы могли друг за другом донашивать.

Из 25 бывших малолетних узников в деревне остались только Сауковы.
Жизнь продолжается
Уж много хворей одолевает бабушку с дедушкой, но встанут утром, «поскрипят» - и за дело. Супруги, прожившие вместе 62 года, продолжают трудиться. Не так много, но продолжают сажать овощи в огороде, держат кур и кроликов. Приучили к трудолюбию и детей, внуков. А еще они научили их любить малую родину. Ведь что бы ни случилось, родная сторона силу и умиротворение дает, только здесь душе спокойно и легко.
Защищать наш русский мир на СВО отправился внук Сауковых, который в составе группы «Барс» отстаивает наши рубежи. Переживают за родную кровинушку бабушка с дедом, но понимают, что больше ужасов войны, которые в свое время пришлось пережить им самим, допускать нельзя.
- Надеемся на нашу скорую победу, - говорят бывшие малолетние узники.
Олеся ЗИНОВЬЕВА.
Фото автора и из семейного архива Сауковых.

Газета
Прямая линия













