Привидение – от «привиделось». То есть померещилось, существует лишь в воображении – намекает русский язык. Английское же слово «ghost» подобных намеков не делает, для англичан это реальные существа!
Фотомонтаж?
Еще в конце XIX века в Англии, этой стране привидений–ghostов были опубликованы первые их фотографии. Среди явных подделок и фотомонтажа попадались и вполне достоверные снимки, на них обычно были видны лишь размытые пятна или неясный силуэт. А с развитием фотографии выяснилось, что на снимках привидения проявляются даже чаще, чем их видят глазами. Этому нашлось и умозрительное объяснение. Например, фотоэмульсия фиксирует более широкий спектр света, нежели человеческий глаз, – возможно, «гости» проявляют себя в инфракрасной или ультрафиолетовой области. Второй вариант – призраки появляются на доли секунды, и глаз заметить их просто не успевает…
Фотоохота на привидения переживала взлеты и падения. В конце 1980-х – начале 1990-х снимки «невидимок» не сходили с газет – журналов – экранов. Отдал дань этому увлечению и автор сих строк. Наиболее популярная гипотеза тех лет: «невидимки» – не души умерших, а полевые формы жизни. Были попытки даже создать их классификацию, например, полупрозрачные шары получили название «орбы», а похожие на шнеки от мясорубок – «стержни» или «флипы». Последних особенно много стали замечать с появлением цифровой фотографии. Постепенно увлечение сошло на нет, слишком очевидным было прозаическое происхождение большинства фотоартефактов – это пылинки не в фокусе или «размазавшиеся» летящие насекомые.
Секретные материалы калужского музея
И все же существуют необъяснимые фото и видеоизображения, но сейчас обращают на них внимание только особо любознательные люди. Именно такими оказались сотрудники Музея архитектуры, ремесла и быта, что размещается в старом особняке на ул. Кирова, дом 45/16. Это дом XIX века, построил его в 1876 г. купец Гостев, позднее там жил губернский советник Цыплаков. С 1990-х здесь музей, основанный нашими краеведами Л. Федоровой и В. Ткаченко. Вполне подходящее место для потусторонних гостей.
Руководитель музея Владимир Федоров, будучи сам специалистом-айтишником, заинтересовался несколькими эпизодами, снятыми охранными камерами ночью в пустых помещениях. На кадрах были не воры или подобные асоциальные личности, а все те же белые пятна, черточки и т.п. Большинство легко объяснить пылинками, но один ролик озадачил: на нем в поле зрения камеры влетает некий белый объект, оставляя после себя белый, состоящий как будто из отдельных пятнышек трек, выписывает несколько виражей и исчезает, превращаясь в точку.
Сделав раскадровку видео и выделив крупно траекторию «призрака» (за помощь в обработке благодарю Розу Тенякову), мы поняли, что цепочки пятен представляют собой гребенку треугольничков, хорошо знакомую по упомянутым выше «шнекам». Словом, на ролике – влетевшая в кадр бабочка типа моли.
Чтобы понять, как мотылек мог дать такой невероятный след, нужно пояснить, как работает электронная камера. Во-первых, у нее имеется невидимый прожектор – освещающий поле зрения инфракрасный светодиод. Во-вторых, сформированное объективом изображение передается в память последовательно, точка за точкой. Как ни быстро протекает процесс, за время передачи кадра бабочка успевает несколько раз махнуть крыльями и сместиться. Кончики крыльев и образуют треугольные зубчики на треке. Понятно и ее «исчезновение» – удаляясь от фонарика камеры, насекомое быстро теряет яркость. Все сказанное не голая теория: похожие треки есть и в мировой сети. Есть такие и в нашем фотоархиве: на кадрах, снятых в пещерах (в частности, Кольцовских), нашлись похожие «привидения» от обитающих там бабочек-пядениц.
И опять загадка
Позже Владимир прислал новую интересную запись с камеры: на первый взгляд, на ней те же «орбы», то есть плавающие не в фокусе пылинки. Подобные кадры вы легко можете снять самостоятельно, сфотографировав с фотовспышкой или мощной подсветкой снегопад, а еще лучше – окунув в пудреницу кисточку и помахав ею перед объективом. Однако на кадрах «шарики» движутся вверх и вниз! И почему они появились только раз за длительный промежуток времени? Скорее всего, дело было так – поднятые от внезапного сквозняка пылинки какое-то время плавали в потоках воздуха… Но откуда в закрытом помещении взялся внезапный сквозняк? Это уже другой вопрос, требующий экспериментов на месте.
Хочется сказать спасибо работникам музея, поделившимся столь интересными кадрами, и призвать к тому же наших читателей. Будьте внимательнее, вдруг вам удастся заснять настоящие привидения! Пишите (звоните). Мы с большим интересом ознакомимся с вашими кадрами.