Работа спозаранку
Раннее утро. Стрелки часов приближаются к восьми. На улице еще тьма, сквозь которую люд пробирается по своим делам, а старенькая ферма в Хотени не спит уже три часа – коровы подоены, накормлены, молодняк дружно дожевывает на завтрак свеженькую порцию силоса, сдобренную посыпкой.Когда у одних рабочий процесс только начинается, девчата – работницы ООО «Русич», торопливо бегающие с ведрами, метлами и вилами, заканчивают уборку животноводческих помещений. Особое внимание уделяется телятнику, Светлана строго следит за этим.
Новый дом и новая жизнь
В Сухиничский район с маленькой дочкой на руках и своими соотечественниками женщина переехала с Украины в 2007 году по программе переселения. Куда едут, толком не знали, слышали краем уха, что места неплохие, природа красивая, есть на селе работа для молодежи. К труду Светлана привыкла с детства, еще девчонкой помогала родителям на ферме, научилась доить коров.– Я в первый же день, как приехала, побежала на ферму, – вспоминает Светлана САГАЛА. – Честно сказать, не ожидала, что местные нас так хорошо примут.
Пару лет до ухода в декретный отпуск женщина работала дояркой.
– Долго привыкала к здешним аппаратам, – делится труженица. – Пока руку набила, уже и в декрет надо было уходить. Неделя до срока оставалась, а я все на ферму бегала. Мне говорили: «Иди домой, а то под коровой родишь». В декрете я полтора года посидела и вернулась.
Опекунша малышни
Вскоре Светлану перевели в телятницы. Сейчас у нее под опекой порядка двухсот непоседливых бычков и телочек.– Мы с Наташей (напарницей) чуть позже доярок приходим, где-то в половине шестого утра, – рассказывает женщина. – Начинаем обход с малышей – тех, кто в родилке. Берем молоко из холодильника, разогреваем, потом поим их: кого из ведра, кого из соски. Чистим у них, а после в телятник переходим, где старшие содержатся. До 9-10 часов утра мы на ферме. Работу выполним, расходимся по домам и до обеда своими делами занимаемся. Затем опять сюда – смотрим, кому сена подкинуть, кому воды подлить. Если корова отелится, ее надо сдоить и теленка напоить молозивом. Доярок в обед не бывает, дойка сейчас двухразовая, обхожусь сама – умею ведь! Ну и вечером мы за своим беспокойным хозяйством приглядываем.
Как малые дети
С личным временем женщина не считается, успевает и на ферме трудиться, и воспитанием своих детей заниматься.– Когда ухожу в отпуск, у меня душа не на месте. Пару дней дома посижу и сюда бегу посмотреть, все ли нормально, – говорит Светлана.
Для коровьего потомства телятница – вторая мама. И это не метафора.
– Не всегда корове дают облизать теленка. Она отелится, мы соломой малыша оботрем и под лампу несем греться. На 21-й день переводим на сухое молоко. До трехмесячного возраста держим в клетках, так они крепче становятся, потом выпускаем в загоны – они разные для четырех возрастных групп. У нас почти детский сад. Зайдешь к теляткам – они тут как тут, возле тебя. Я их шпаной называю, – с умилением рассказывает о подопечных Светлана Сагала.
Филькина история
Среди двух сотен озорников у нее есть любимчики. Обычно это те, с кем больше всего забот. Одним из таких «тяжелых» питомцев был Филя. Сейчас это крепенький годовалый бычок. Первым среди товарищей узнает свою «маму», она для него – спасительница.– Он родился недоношенным, килограммов 3-3,5, не больше. Мы с напарницей его выхаживали, по очереди на руках нянчили, кормили, поили. Зато теперь вон какой красавец вымахал! Анатольевич (Андрей Григорьев, руководитель ООО «Русич». – Прим. авт.) не хочет его ни продавать, ни отдавать, да я и сама не отдам, он мне как дитя. Умный, послушный вырос, – поведала Филину историю телятница. – Я за каждого теленка переживаю, как за родного ребенка. И давление скачет, если что с кем не так. Смотрим с Наташей в оба, чтобы вовремя прийти к ним на помощь.
Смысл жизни
– Родные не раз предлагали мне вернуться, а я не хочу. Россия – вот мой дом! Нам с детьми здесь живется спокойно. А с родными и близкими связь можно поддерживать на расстоянии, благо сейчас есть Ватсап, социальные сети. Возвращаться не хочу, – сказала, как отрезала, Светлана.Таких, как она, обычно называют сильными женщинами: поднимает четверых детей в одиночку. Старшие дочь и сын – мамины помощники, они смотрят за младшими сестрами-двойняшками, пока мама трудится на ферме.
– В моем детстве ничего толком не было, всего два платья, родители хоть и работали, но не баловали, – признается Светлана. – А ведь детям и сладостей хочется, и игрушку. Мне нелегко приходится в жизни, но я справляюсь, стараюсь дать им все необходимое.
– Главное – работа есть, – рассуждает наша героиня дальше. – Хоть и не бабское это дело – загоны чистить, силос вилами раскидывать, но я привыкла, мне не в тягость. До последнего в хозяйстве трудиться буду. Руководство у нас хорошее: зарплату вовремя платит, премии выписывает и в трудную минуту помогает. А дети – смысл моей жизни, их успехи – моя гордость! В школе, когда они выступают на мероприятиях, мне бы смотреть да радоваться, а я плачу… Наверное, от счастья.
Фото автора.