Если вы покупали машину в автосалоне, проблему знаете прекрасно. Это навязывание дополнительных услуг. Говорят, проблема давнишняя. И если вы с ней смирились, то 17 жителей области решили отстаивать свои права потребителей и обратились за защитой в Роспотребнадзор.
Корысть превыше совести
Замалчивать актуальную тему эксперты ведомства не стали и однозначно приняли сторону потребительского сообщества. Подробности мы узнали, побывав на заседании межведомственного координационного совета при правительстве области по защите прав потребителей. Его провел министр конкурентной политики Николай Владимиров. Статус представителей различных ведомств говорит о том, что проблеме придают большое внимание.
– Сегодня на заседании совета мы рассматриваем жалобы жителей области, касающиеся приобретения автомобилей в кредит в автосалонах, – объявил Николай ВЛАДИМИРОВ. – Темы, которые мы выносим на обсуждение, могут коснуться и каждого из нас. Потребителями мы становимся, как только начинаем планировать приобретение товара или услуги, и соответственно можем столкнуться и с нарушением в этой сфере.
Подробности озвучила начальник отдела защиты прав потребителей регионального Управления Роспотребнадзора Екатерина НИКИТИНА:
– Наше ведомство проводит сейчас анализ поступивших жалоб по вопросам навязывания дополнительных услуг автосалонами при покупке автомобилей. Получается так, что путем подписания дополнительного соглашения потребителям навязывают в обход закона дополнительные страховые услуги и прочее. Данные виды требований, естественно, противоречат Закону о защите прав потребителей и не могут допускаться при заключении договоров купли-продажи.
По жалобам калужан наши специалисты готовят образцы исков для того, чтобы потребители выступали в суде. Ждем результатов и держим этот вопрос на контроле. Надеемся, что иски в суде будут удовлетворены.
Конечно, такое корыстное поведение представителей автосалонов возмутительно. Примеров много. По рекламе они зазывают покупателей на акции со скидками на приобретение автомобилей, а по факту скидками можно воспользоваться, если заключить обременительные и многочисленные договоры страхования и взять кредиты в определенных банках. В итоге получается, что фактическая стоимость дополнительных услуг составляет сумму больше размера предоставляемой скидки.
К примеру, машина стоит 5 рублей. Автосалон объявляет в рекламе, что по скидке ее можно будет приобрести за 4. Потребитель радостно потирает руки и бежит в автосалон. А ему говорят: чтобы купить за 4, ты должен
взять кредит в таком-то банке и подписать ряд страховых соглашений. И если он соглашается, то в итоге машина ему обходится дороже, чем 5 рублей.
Всё должно быть по закону
Екатерина Никитина обратилась к представителям калужских автосалонов с напоминанием о том, что с 1 сентября 2022 года вступают в силу изменения, внесенные в статью 16 Закона РФ «О защите прав потребителей». В них четко прописано, что запрещается обуславливать продажу одних товаров и услуг обязательным приобретением других.
Вот как это говорится языком закона: «К недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя, относятся: условия, которые обусловливают приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров, если иное не предусмотрено законом».
Представитель автосалона, на который были поданы жалобы, а это юрист, не согласился с тем, что сотрудники нарушают права потребителей. Более того, заявил, что они уезжают на своих новых купленных авто очень счастливыми. И выразил надежду, что суд примет сторону салонов. Однако юрист-эксперт межведомственного совета предостерег от такого оптимистичного отношения к теме спора. Он пояснил, что, судя по судам, которые проходили в других городах, представители Фемиды становились на сторону потребителей.
Так или иначе, решение калужского суда еще впереди. А на заседании под председательством министра Николая Владимирова было решено потребовать от автосалонов, чтобы доводили до потребителей полную и достоверную информацию условий купли-продажи и до конца мая предоставили в министерство информацию о принятых мерах. Ждем решений суда.
В ходе заседания еще выяснилось, что автосалоны не хотят принимать наличку и всю сразу. Они подталкивают потребителей брать кредиты и входить в кабалу к банкам, с которыми у них свои финансовые интересы. Если потребитель настаивает на покупке за наличный расчет, то машину ему могут продать не сразу, а поставить ее в течение нескольких месяцев и даже полугода.
В связи с ростом количества обращений граждан, столкнувшихся с обманом и навязыванием дополнительных товаров и услуг при покупке новых и подержанных автомобилей в автосалонах, Роспотребнадзор обращает внимание на типичные нарушения прав потребителей в указанной сфере:
● в рекламе и при обращении по телефонам недобросовестные продавцы указывают недостоверную (заниженную) стоимость автомобиля (для привлечения клиентов непосредственно в автосалон);
● при заключении договора купли-продажи автомобиля за счет кредитных средств потребителям предоставляется недостоверная информация о размере процентной ставки (в рекламе указывается процентная ставка существенно ниже той, которая указывается в договоре);
● навязывание различных товаров, работ, услуг при покупке автомобиля (предлагается более дорогая комплектация автомобиля, установка дополнительного оборудования, страхование, сервисные работы и т.п.).
На что обратить внимание перед покупкой авто:
- - внимательно исследуйте отзывы о компаниях - продавцах автомобилей;
- - с осторожностью относитесь к предложениям продажи автомобилей по цене ниже рыночной, при этом попросите продавца направить на электронную почту проект договора купли-продажи для предварительного ознакомления;
- - не спеша, вдумчиво и внимательно изучите договор до его подписания. Нельзя пропускать ни одного пункта; читайте все, что написано мелким шрифтом; не ставьте подпись, если какие-то пункты документа вас не устраивают;
- - не подписывайте тот договор, который только что прочли. Если менеджер унес документ, а затем вернул, придется перечитать снова, чтобы уберечь себя от недобросовестных действий персонала.
Какие условия должны вызвать у вас опасения:
● продажа автомобилей только за счет заемных средств (кредит);
● заявлена слишком низкая цена транспортного средства;
● предложение подписания договора и внесения авансового платежа до осмотра автомобиля при утверждении продавца, что он есть в наличии;
● отсутствие в офисе продаж полного комплекта документов на автомобиль (договор, паспорт транспортного средства, гарантийный талон или сервисная книжка).

Газета
Прямая линия













