В одной из статей известный ученый-физик, популяризатор науки Сергей Петрович Капица писал: «В настоящее время смена эпох происходит при жизни одного поколения…» Не случайно во главу угла встают вопросы воспитания, образования молодежи. Это не патетика. От того, какой будет наша интеллектуальная элита, зависит завтрашний день страны. О подготовке научных кадров, исследовательской работе мы беседуем с Максимом КАЗАКОМ, ректором Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского.
- Максим Анатольевич, нынешний год объявлен в России Годом педагога и наставника. Какова роль педагогов и наставников в становлении будущих ученых?
- Когда я учился в Калужском педагогическом институте, мне встретилось замечательное высказывание основателя российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского. Он считал, что смысл учебного заведения не в документах и стенах, а в чертах характера его преподавателей, которые они ежедневно передают воспитанникам. Мне кажется, особенно важно в вузе ежедневное общение студента с умными образованными людьми. Преподаватель воздействует не только знаниями, но и своим отношением к жизни и даже внешним видом. С моей точки зрения, роль педагогов, наставников очень велика.
Университет не просто кузница кадров – мы генерируем будущее нации, воспитываем тех людей, которые будут интеллектуальной элитой общества. Поэтому стремимся дать студентам широкое фундаментальное образование.
- Сейчас много говорят о реформе системы высшего образования, о том, что нам не подходит Болонская система. А что бы поменяли вы?
- Я не могу однозначно сказать, что опыт с Болонской системой был неудачным. Вопрос не в том, сколько лет учиться, а какого качества образование получают студенты. Первая его составляющая - качество преподавательского состава, вторая - грамотно построенная образовательная программа, чтобы она была понятна, интересна и востребована в будущей профессиональной жизни. Но переход на пятилетнее образование воспринимаю с энтузиазмом. Чем больше времени студент проведет в стенах университета, тем более качественное образование он получит.
- Сейчас очень популярно IT-направление. Многие молодые люди выбирают эту сферу. Чем отвечает ваш университет?
- Действительно, IT-специалисты на пике востребованности. У нас их много, мы участвуем во многих конкурсах, но мне кажется, что это время уходит, нужен другого уровня специалист - тот, кто будет генерировать смыслы. Вот кого мы должны готовить.
- Как в советское время было с физиками?
- Да. Нужна идея, а все остальное может быть воплощено. Ученые - это штучный товар. Для меня до сих пор загадка, как формируется ученый. Научить быть ученым, наверное, невозможно. Это целая система воспитания. Но бывает, поступают обычные ребята и вдруг ко второму курсу раскрываются.
- Какие научные направления, учитывая изменившуюся ситуацию, требования импортозамещения, вы считаете приоритетными?
- Научные школы формируют крупные ученые. У нас таких школ более 10 – от лингвистики до экологии. Приоритет для университета – развитие фундаментальной науки. А она даст возможность решать возникающие прикладные проблемы. Отмечу, что за 2022 год в университете было реализовано свыше 70 научно-исследовательских проектов.
Хотелось, чтобы продолжились наши исследования в области биологии, чтобы новый импульс развития получили наши математики и физики, чтобы мы выходили на новые рынки научной мысли. Но это процесс не быстрый, это невозможно сделать нажатием кнопки.
- Возможно, математику достаточно ноутбука с выходом в интернет. А как обстоит дело с более «материалоемкими» науками?
- За последние годы наш университет заметно улучшил материально-техническую базу. У нас есть самое современное оборудование для исследовательской деятельности. Работает система студенческих практик на предприятиях Калуги и области.
- Много ли студентов желают заниматься наукой?
- Количество желающих заниматься наукой у нас растет. У нас есть серьезные магистратуры, связанные с педагогикой, психологией, экологией, лингвистикой, филологией, физикой, математикой. Классический университет более гибок в этом отношении. Мы этот процесс поддерживаем. Впервые в области в КГУ был объявлен набор на обучение в аспирантуре по ректорскому гранту. Университет компенсирует 90 процентов стоимости обучения. Проект позволил увеличить численность аспирантов с 68 человек в 2018 году до 101 в 2022-м. За три года финансирование ректорских групп составило около 13 млн рублей.
- Молодому человеку заниматься наукой престижно?
- Сейчас многое изменилось. Как показывают социологические исследования, на первое место сегодняшние выпускники вузов ставят не деньги (они на третьем-четвертом месте), а интересную, творческую работу. Они не так меркантильны, как мы себе представляем. По данным ВЦИОМ, в течение трех лет 60 % выпускников вузов меняют место работы.
По своему опыту знаю, что ничего не может быть интереснее научной работы. Хотя это и тяжелый труд. Из общественного сознания студентов уходит такое понятие, как «ботаник». Раньше такого молодого человека считали не от мира сего, белой вороной. Сейчас его уважают, поскольку он многое знает и может. Меня это радует.
В КГУ работает студенческое научное сообщество. В нем участвуют 265 студентов из девяти институтов. В 2022 году было опубликовано 840 научных статей.
- Завершается строительство нашего кампуса на правобережье Калуги. Надеемся, что он станет центром притяжения абитуриентов и преподавателей из других регионов. Сейчас мы активно работаем по всем источникам информации. Хотим, чтобы всем стало известно, какие преимущества будут в кампусе. Наиболее привлекательные из них – научное оборудование и жилье. Оборудование для научно-исследовательской работы мы заказали еще на стадии проектирования, самое современное, на космическую сумму в миллиарды рублей. А возможность жить в кампусе будет у всех, не только приезжих, но и калужан. Будет также малосемейка для преподавателей и аспирантов.
Андрей Царьков, директор КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана

Газета
Прямая линия











