Традиционный фестиваль из года в год является символом преемственности исторических традиций, связи времен и поколений. Военно-исторический праздник в селе Дворцы Дзержинского района открыли заместитель губернатора области Константин Горобцов и митрополит Калужский и Боровский Климент. Они отметили значимые вехи в истории Руси и роль Божественной веры в победах наших предков.
На живописном берегу Угры работали исторические площадки «Ристалище», «Стрелковый тир», «Монетный двор», «Кузница» и другие. Желающие смогли принять участие в мастер-классах, продегустировать угощения, покататься на лошадях, помериться силами с богатырями и примерить на себя доспехи. На большой сцене состоялся праздничный концерт с участием коллективов из Жуковского, Людиновского, Тарусского районов и Калуги.
На территории Поля славы в течение всего дня не смолкали русские народные песни, работали широкая ярмарка мастеров декоративно-прикладного искусства и выставка изделий народных художественных промыслов. Изюминкой праздника стал открытый областной фестиваль музыки «Rock Fest», в котором приняли участие более десяти коллективов.
Самым зрелищным событием фестиваля стали воинские сражения. В показательных выступлениях участвовали реконструкторы региона. В XV веке на Руси основным оружием ближнего боя были копья, сулицы, рогатины, мечи, сабли, палаши, бердыши, кистени, булавы, топоры, чеканы, шестоперы. Чтобы повысить защитные свойства доспехов, русские мастера стали утолщать «броню» и увеличивать ее вес. Кольчуга воинов, которые участвовали в Великом стоянии на Угре, достигала 30 кг. Доспехи теряли главное преимущество в степных войнах – маневренность. Поэтому поверх кольчуг русские стали надевать набитые пенькой и конским волосом кафтаны.

На мастер-классе можно было пострелять из арбалета. В начале XV века оружейники совершили сразу два серьезных шага, позволивших усилить арбалеты в несколько раз: изобрели реечно-редукторный механизм натяжения, который называется «кранекин», также известный как «немецкий ворот». Кроме того, в конструкции дуги арбалетов начали применять сталь. Слои древесины в дуге арбалета клеили рыбным клеем. На Руси лучшим считался клей, приготовленный из неба волжского осетра.

Полет стрелы через тысячелетия — так можно было назвать интерактивную зону, где калужане и гости региона разных возрастов смогли попробовать свои силы в стрельбе из лука и метании копья. Реконструкторы рассказывали, как, согласно древним трактатам, правильно держать оружие. Например, захватывать тетиву можно несколькими способам: средним, большим и указательным пальцами.

Бросание лассо — это не только вид спорта, но и целая наука. Смысл заключается в том, чтобы брошенная веревка в процессе полета скручивалась в петлю. Эта петля может вращаться перед бросающим или вокруг него, исполняя разные трюки. В средние века так ловили скот.

В экспозицию «Любимая Калужская земля» вошли ярмарочные подворья районов региона. Каждый желающий смог познакомиться с традиционной народной культурой муниципалитетов, поучаствовать в мастер-классах, попробовать угощения, получить сувениры.

Самый старый метод обработки металла на Руси – это ковка. Сначала славяне били колотушками губчатое железо в холодном состоянии, чтобы «выжать из него соки», то есть удалить примеси. Затем нагревали металл и придавали ему нужную форму. Благодаря развитию металлургии и других ремесел у славян появились соха и плуг с железным лемехом. Создать собственное металлическое изделие гости фестиваля смогли на мастер-классе в импровизированной кузнице.

Свою историю гости смогли написать кончиком пера на пергаменте в особой технике. Вязь — это декоративное письмо, которое применялось с XV века для оформления заглавий в славянских рукописных и старопечатных книгах. Буквы вязи различны по высоте, часто соединены в лигатуры, слова сокращены и идут без пауз в строке, а пустоты заплетены орнаментом. В конце XV века вязь стала распространенным каллиграфическим приемом в оформлении русской книги.

Праздник объединил тысячи участников. География гостей обширная – от Калининграда до Владивостока. Туристы из других регионов приезжали к нам целыми семьями. Некоторые даже заранее готовили для себя интересные костюмы.

«Рези», так на Руси называли резные деревянные изделия в XV веке, расписывали яркими красками, а иногда даже покрывали сусальным золотом. Участники фестиваля смогли приобрести такие диковинки.

На протяжении всего праздника в зоне фуд-корта работали мини-кафе под открытым небом.

Один из предпринимателей региона предлагал участникам праздника достать кота из мешка. Не настоящего, конечно же, а плюшевого, сделанного собственными руками. Обычно выражение «купить кота в мешке» применяется относительно покупки неизвестного товара, о качестве которого ничего не знаешь и доверяешь лишь словам продавца. А на деле там может оказаться что угодно. Говорят, так в старину недобросовестные торговцы обманывали купцов, подсовывая вместо поросенка или барашка кота в закрытом мешке. Но калужанин так обманывать гостей не стал. В его беспроигрышной лотерее заветный приз получил каждый.
Евгения ФРОЛОВА. Фото автора.

Газета
Прямая линия













