Мы предложили читателям поразмышлять над этим вопросом. Поводом стала статья «Памятник дырке», которая была опубликована в нашей газете 21 января. Речь шла о разоренном в 90-е годы памятнике, которому в этом году могло бы исполниться 50 лет. Его установили 18 мая 1972 года в честь юбилея пионерской организации – в этом году она отметит столетие со дня создания.
Вопрос дискуссионный и неоднозначный. Сменились идеология, приоритеты и культурные ценности. Нужно ли тащить с собой в будущее то, что не сумели сохранить, поскольку у поколения 90-х не было потребности защищать свои ценности. Разоренная плита с дыркой посередине стоит уже лет 20 и никому не нужна.
Напомним, что ответил нам Евгений ЧУДАКОВА, начальник управления по охране объектов культурного наследия Калужской области:
– Сооружение, которое стоит на этом месте, не является объектом культурного наследия, по нему никогда не принимались решения о постановке на государственную охрану. Кроме того, остатки этого монумента являются бесхозяйным имуществом с точки зрения гражданского законодательства.
После этих слов тему с восстановлением памятника можно было бы закрывать и призвать лишь благоустроить территорию, где он находится. Но читатели очень активно включились в обсуждение. Например, на Фейсбуке было оставлено множество комментариев и воспоминаний, которые касались этого мемориала.
Инна Кулак:
– Что осталось от той пионерии? Вот именно – дырка от бублика! Так что весьма символично.
Марина Рыбакова:
– Нынешнее состояние памятника – это отражение нашей действительности.
Виктор Чубыкин:
– Восстановить памятник и пионерский костер тоже!
Виолетта Комиссарова:
– Бережное отношение к истории дает шанс на уважение к будущему. Я за восстановление.
Антонина Белкина:
– нужно обратиться к мэру города Дмитрию Денисову и решить этот вопрос. А средства на восстановление можно собрать, я уверена. Пусть это будет всенародный проект. Лично я готова участвовать и подключить к сбору средств Калужский Союз женщин России.
Алексей Кропинов:
– Думаю, нужно восстановить. Если мы будем сносить памятники каждые 20 лет, то в итоге можем всю историю страны «снести». Не пропаганду, не идеологию, а историю.
Валерий Артемов:
- А как же «Взвейтесь кострами, синие ночи, мы пионеры - дети рабочих»? Все вдруг стали благородных кровей? Или молодость с юностью забылись? Памятник восстановить, конечно, желательно.
Михайло Овчаров:
– Мне, как человеку, большая часть жизни которого прошла неподалеку от этого памятника, очень жаль, что монумент пришел в запустение. Я за реставрацию памятника, но не как несущего идеологический посыл, а как части городской скульптуры. Ну или снесите его наконец и сделайте парковку. Я писал на Госуслугах запрос: «Какое будущее ждет монумент?» Получил ответ: «В настоящее время структурными подразделениями городской управы Калуги рассматривается вопрос о целесообразности его восстановления».
Светлана Шиленкова-Каптан:
- Я считаю, что надо либо памятник восстановить как часть истории, либо снести этот «памятник дырке».
Ирина Рогачёва:
– Почему нужно подо все подводить идеологический фундамент? Этот памятник был символом нашей истории, культуры. Можно скинуться всем желающим и восстановить.
Виктор:
- А еще рядом в Золотой аллее скульптура пионера с голубем стоит. Вид крайне неприглядный. Эту фигуру надо бы тоже отреставрировать. В юбилейные майские дни 1972 года в Калуге был установлен обелиск пионерской славы у 10-й школы. Это в районе Черемушек. Это был большой монумент. Стоял до середины 90-х.
Принять участие в обсуждении мы попросили Валентину Федоровну КУПЦОВУ, которая возглавляла Дворец пионеров с 1978 до 2005 год. Недавно ей исполнилось 82 года. Сейчас она уже на пенсии, но очень активно интересуется новостной повесткой и на каждое событие у нее есть свое мнение. Наша беседа продолжалась больше часа. Купцова с удовольствием вспоминала о том, какие кружки и секции работали во дворце, какие утренники и праздники проходили там, какой сильный преподавательский состав работал. Ее очень возмутили слухи о том, что все четыре бронзовые фигуры пионеров были распилены на глазах сотрудников, затем хранились в фойе дворца, позже были перенесены в его подвалы и в конце концов сданы во Вторчермет.
Валентина Федоровна назвала это ложью и желанием опорочить сотрудников дворца. На самом деле, по ее словам, вот что случилось в 1992 году:
– Мы пришли утром на работу и увидели, что бронзовых фигур пионеров на постаменте нет. Ночью кто-то их очень профессионально срезал и увез. Все было сделано настолько умело и тихо до такой степени, что охранник не услышал. Конечно, мы сразу обратились в милицию и в администрацию области. На письменные требования разобраться с этим преступлением нам никто не ответил. А когда мы приходили в высокие кабинеты, чтобы нам хотя бы устно что-то прояснили, от нас попросту отмахивались со словами: «Все рухнуло, СССР больше нет, а вы со своей пионерией пристаете!» Так мы ответ и не получили. Разбираться в те годы с этой вопиющей ситуацией никто не стал.
Мы у памятника всегда сажали красные тюльпаны, здесь проходили многие наши мероприятия. У мемориала калужских школьников принимали в пионеры, и здесь они давали клятву, когда им повязывали галстуки. Ежегодно на День милиции, 10 ноября, работники этого ведомства проводили свои парады вдоль нашей улицы. Сбор начинался от мемориала пионерам. Каждый год к нам приезжали школьник из немецкого города-побратима – Зуля. Знакомство с ними и экскурсию по дворцу мы начинали с возложения цветов к памятнику пионерам. Как можно теперь вести речь о его сносе! Памятник надо восстанавливать, ну, напрягитесь вы, те, от кого это зависит!
Главный архитектор Калуги Алексей Комов нам ответил, что вопрос изучается. По его словам, без рабочей модели воссоздание памятника проблематично. Проблема в том, что автор скульптурной композиции Прасковья Мельникова умерла два десятилетия назад.

Газета
Прямая линия












