Более трех веков назад, еще задолго до образования Дзержинского района, был основан поселок Полотняный Завод. Сегодня на карте России это место знаменито не только старинной бумажной фабрикой, но и именем великого русского поэта Александра Пушкина и его музы Натальи Гончаровой.
Фабричная эпопея
Судьбу поселка определил царь всея Руси Петр I, когда в 1718 году указом предписал калужскому купцу Тимофею Карамышеву «для делания полотен построить заводы в том месте, где проищет». Один из старейших журналистов нашей области Александр Сидоренков отмечал, что этот документ воспринимается как свидетельство о рождении Полотняного Завода, в XVIII веке известного как Взгомонье.Карамышевские парусные полотна качеством превосходили иноземные, и завод поставлял их в том числе для петровского флота. Позже император поддержал стремление Тимофея Филатовича создать при фабрике бумажную мануфактуру, появление которой датируется 1725 годом. Огромный спрос на паруса и бумагу подтолкнул Карамышева взять на производство двух приказчиков: своего племянника Григория Щепочкина и калужанина Афанасия Гончарова. Компаньоны отлично сработались, а после смерти главного заводчанина Щепочкин и Гончаров разделили фабрики между собой и возвели на полотняно-заводской территории по усадьбе.
В первой половине XIX века бумага из Полотняного Завода отправлялась Александру Пушкину для издания журнала «Современник». Кстати, в настоящее время в одной из витрин Дома Гончаровых можно увидеть номер 1836 года, напечатанный на гончаровской бумаге. Прадедом возлюбленной Пушкина Натальи Гончаровой был владелец имения Афанасий Абрамович, передавший дело наследнику Афанасию Николаевичу – деду будущей Пушкиной. Сам поэт приезжал в Полотняный Завод два раза, о чем местные жители говорят по сей день. Здесь бывала и сама императрица Екатерина II.
Сегодня Полотняно-Заводская бумажная мануфактура производит более 800 товаров, включая картон, бумагу, тетради, блокноты, альбомы, пакеты и многое другое. Фабрика функционирует больше трех веков, менялось только оборудование. Как нам рассказал первый зампредседателя Заксобрания области и бывший директор фабрики Виктор Бабурин, в 90-е здесь выпускалось порядка 200 млн двенадцатилистных тетрадей в год. Их также поставляли в Китай, Монголию и Вьетнам.
– Три с половиной года я руководил Полотняно-Заводской бумажной фабрикой. Это было единственное время, когда я работал по принципу «скорее бы утро, да снова на работу», – поделился Виктор Бабурин.
Нос полвека рос
Мануфактура не единственное, чем славится Полотняный. Ежегодно здесь проходят поэтические праздники, зародившиеся в 1978 году по инициативе калужских писателей. Виктор Бабурин отметил, что у местных была дурацкая традиция отбивать Пушкину нос. Речь идет о памятнике поэта в парке, недалеко от знаменитой беседки, где при большом стечении зрителей выступали старейшие авторы Калуги: Сергей Васильчиков, Михаил Кузькин-Воронецкий, Николай Воронов, Николай Панченко, Юрий Убогий.«Наше всё» оставляли без носа в преддверии дня рождения, и умельцам с фабрики приходилось лепить его за несколько часов до начала торжества. Уносили и лавочки, сделанные сотрудниками завода. Со временем к вандализму стали относиться серьезнее, и обычай прекратился. Но продолжались праздники!
–Мои воспоминания о Пушкинских торжествах начинаются с 1989 года, когда я из Сибири приехала в Калугу. Во время перестройки последовало некоторое забвение… Затем упавшее знамя праздника подхватило Калужское отделение Союза российских писателей. Вместе с группой коллег, среди которых поэт и журналист Дмитрий Кузнецов, мы десять лет организовываем выступления калужских и московских авторов, – поведала Марина Улыбышева, поэт, журналист, член Калужского отделения Союза российских писателей и заслуженный работник культуры региона.
Писательница подчеркнула, что среди гостей и участников были Валентин Распутин, Булат Окуджава, Валентина Невинная, Эльдар Рязанов, Станислав Куняев, Андрон Кончаловский, Святослав Бэлза и многие другие выдающиеся деятели культуры и искусства.
Люди приезжали в Полотняный Завод не только за тем, чтобы вживую послушать поэтов, но и за книгами. Они часами стояли в очереди за редкими на тот момент изданиями, а участникам и организаторам праздника, по словам Виктора Бабурина, предоставлялась возможность оформить платную подписку на собрания сочинений. Таким образом, в 80-е он смог купить все тома Лермонтова, Достоевского, Шолохова, Вересаева и других классиков.
В дальнейшем из беседки Пушкинские праздники перетекли к Дому Гончаровых.
Тяга к просвещению
Отреставрировать дом Афанасия Гончарова было задумано к 200-летию Александра Пушкина. После войны от здания остались одни руины. Восстановить его предложил тогда еще председатель Заксобрания региона, а после губернатор Калужской области Валерий Сударенков.Областной бюджет в ту пору вряд ли потянул бы затратную реставрацию. Однако удалось добыть средства из федеральной казны. Некоторые экспонаты «переехали» в Полотняный Завод из калужского краеведческого музея и из федеральных пушкинских музеев.
И вот 5 июня 1999 года Дом Гончаровых распахнул двери для народа. Да так широко, что гости чуть не задавили друг друга – очень хотелось попасть внутрь.
–Была огромная толпа народа – тысяч семь, может, больше. Не хватало представителей милиции, МЧС, которые могли бы регулировать поток людей. Когда состоялось открытие, толпа снесла какие-то легкие ограждения и ринулась в сторону музея. Небольшая группа казаков, человек сорок, пришли помогать милиции обеспечивать порядок. Они сцепили свои руки ремнями и преградили толпе проход, чтобы люди не передавили друг друга. И все прошло хорошо, – вспоминает наш коллега Игорь Фадеев, в то время возглавлявший пресс-службу губернатора.
Совсем недавно, к 225-летию Пушкина, в порядок привели и Дом Щепочкина, признанный объектом культурного наследия федерального значения. Когда-то в нем располагалась полотняно-заводская школа № 1, благодаря чему сохранились старинные камины, росписи на стенах и потолках. Раньше лепнину здания задевали мячи на уроках физкультуры, а теперь в этом помещении находится первый в России музей, посвященный теме войны 1812 года в творчестве Александра Пушкина.
Помоги, Боже
Еще в XVIII веке Афанасий Гончаров построил рядом с полотняной фабрикой храм Спаса Преображения. В 30-х годах прошлого века он был разрушен, а через 20 лет здесь появилась столовая для рабочих. На одном из выездных заседаний правительства области бывший тогда губернатором Анатолий Артамонов предложил поддержать инициативу граждан и вернуть церковь. В 2013 году сформировался попечительский совет по восстановлению храма.Несмотря на, казалось бы, небольшие размеры строения, работа предстояла колоссальная. Калужские предприятия, члены совета и прихожане объединились ради веры и сохранения исторического наследия. Примечательно, что часы на новую колокольню приобрело семейство Гончаровых во главе с гендиректором Калужского хлебокомбината Львом Гончаровым.
– Попечительский совет принял решение: никаких денег. Каждый берет на себя задачу и решает ее, будь то металл, кирпичи или кровля. Оплачивали люди, помогали предприятия и меценаты. Продавали даже именные кирпичи. Я не скажу сейчас, во сколько обошелся этот храм, – рассказал Виктор Бабурин.
Ответственным за восстановление храма назначили иерея Ярослава Клокова. Он служил в молитвенном доме, оборудованном местными жителями под церковь. Сегодня отец Ярослав является настоятелем храма Спаса Преображения Господня. В интервью телеканалу «Радость моя» он поделился, что во время демонтажа столовой и раскопок была найдена могильная плита Дмитрия Гончарова – последнего хозяина усадьбы Полотняный Завод. Также были обнаружены порядка девяти останков рода Гончаровых, которые перезахоронили в часовне храма в сентябре 2015 года. Освятил нововозведенный храм Спаса Преображения в 2019 году митрополит Калужский и Боровский Климент в сослужении архиепископа Песоченского Максимилиана и епископа Козельского Никиты.
Да здравствует туризм!
После утверждения правительством в 2007 году типового концессионного соглашения в отношении объектов культуры возникла идея применить государственно-частное партнерство и в Полотняном Заводе. Появился инвестор, который взялся отреставрировать два разрушенных здания и сделать из них ресторан и гостиницу для привлечения туристов. Так, в 2014 году на месте бывшего дома конюха открылся ресторан «ГончаровЪ», а годом позже на территории музея-заповедника начала работать одноименная гостиница. Объекты восстановлены на частные средства, но находятся в собственности государства.– Государство вкладывалось в главный дом усадьбы Гончаровых, Дом Щепочкина, парк. Оно занималось своими объектами, именно музейного показа. Бизнес занимался объектами инфраструктуры: кафе, гостиница. Необходимо наладить турпоток. Люди сейчас не поедут просто в музей без кафе, ресторана и без места, где можно сделать фотографии, – отметил Константин Гавриленко, заслуженный работник культуры области и один из организаторов и сооснователей государственно-частного партнерства в Полотняном Заводе.
Шесть лет назад он задумал создать здесь частный музей. Рядом с Домом Гончаровых находился большой ткацко-бумажный корпус, примыкающий к фабрике. Последние пятьдесят лет он числился как склад и не использовался. Руководство предприятия, видя, как активно в Полотняном развивается государственно-частное партнерство, решило благоустроить корпус и организовать первый в России музей бумаги.
«Бузеон» был построен по проекту Константина Гавриленко и под его научным и архитектурным руководством. За основу создатель нового культурного объекта взял уже существующие в Европе, Америке и Азии музеи бумаги.
В своей книге, выпущенной в 2008 году, журналист Александр Сидоренков писал: «…однажды в поселке Полотняный Завод произойдут два события. Первое – в центральном сквере поставят памятник Петру I, потому что по его велению возник сам Завод. Второе – у парадного входа в Дом Гончаровых торжественно откроют памятник Александру Сергеевичу и Наталье Николаевне Пушкиным». И в чем-то он был прав, а конкретно – во втором своем предположении. В этом году, юбилейном для Пушкина, в Полотняном Заводе поставили памятник поэту и его возлюбленной – последнюю работу скульптора Олега Комова.
Спустя столько лет это место продолжает притягивать к себе активных и творческих людей, историков и литераторов, туристов и предпринимателей. И интерес к нему только возрастает. Нельзя не согласиться со словами Виктора Бабурина: «Полотняный Завод – брендовое место для Калужской области. Это надо ценить, поддерживать и этим гордиться».
Елизавета ЛЕВДИКОВА.
Фото Владимира КОРМИЛЬЦЕВА
и из открытых источников.