В предыдущем номере мы рассказали о мошенничествах путем использования мобильных приложений дистанционного доступа и предложения заработка в интернете. Продолжим этот список, а также обратимся к опыту специалистов и наших читателей.
Окончание. Начало в № 6 (8490)
Переход по ссылке
По словам начальника управления по борьбе с противоправным использованием информационно-телекоммуникационных технологий УМВД России по Калужской области Казбека Зангионова, эту «золотую жилу» мошенники разрабатывают давно и упорно.Поводов для того чтобы убедить обычного человека перейти по вредоносной ссылке, много. Самые распространенные из них – «Проголосуй за моего ребенка» и «Нашел в сети видео, где ты вытворяешь ужасные вещи». Самый примитивный вариант развода – «У меня проблемы, срочно переведи деньги». На попытку перезвонить абонент пишет: «Мне неудобно говорить» и предлагает пообщаться в мессенджере.
Добычей мошенников становятся не только деньги, но и персональные данные людей, список их контактов, IP-адреса, сведения об операционной системе и актуальности номера телефона. Для большинства людей они не представляют интереса, но не для злодеев, которые накапливают информацию, чтобы использовать ее для охмурения очередной жертвы.
Опыт наших читателей
В группе «КГВ» в Одноклассниках мы задали нашим подписчикам вопрос: «Пытались ли с вами связаться мошенники по телефону или в мессенджерах?». Выяснилось, что из 25 респондентов лишь один не имеет такого опыта, а 23 человека подвергались попыткам обмана неоднократно.
Татьяна А.:
Звонили из службы безопасности банка несколько раз, один раз якобы из полиции. Всегда быстро клала трубку, ничего не сообщала. Это меня и спасло.
Татьяна М.:
Звонили из якобы Пенсионного фонда, в котором горели желанием уточнить мой пенсионный стаж, а для этого нужно было записаться к ним на прием и сообщить номер очереди. Вообще, как только разговор выходит на какие-то цифры или персональные данные, сразу понятно все.
Ирина Т.:
Мне часто звонят и говорят, что на мое имя взяли кредит. Я обычно говорю, что пусть взяли, им деньги нужнее. Мошенники говорят, что за такое и я сяду, и тот, кто кредит взял. Я предлагаю «товарищу следователю» присоединиться к нам на отсидке, а затем могу спросить, наш ли Крым. Обычно звонящие срывают маску следователя и показывают свое истинное лицо, применяя цветистую ненормативную лексику.
В группе «КГВ» в Одноклассниках мы задали нашим подписчикам вопрос: «Пытались ли с вами связаться мошенники по телефону или в мессенджерах?». Выяснилось, что из 25 респондентов лишь один не имеет такого опыта, а 23 человека подвергались попыткам обмана неоднократно.
Татьяна А.:
Звонили из службы безопасности банка несколько раз, один раз якобы из полиции. Всегда быстро клала трубку, ничего не сообщала. Это меня и спасло.
Татьяна М.:
Звонили из якобы Пенсионного фонда, в котором горели желанием уточнить мой пенсионный стаж, а для этого нужно было записаться к ним на прием и сообщить номер очереди. Вообще, как только разговор выходит на какие-то цифры или персональные данные, сразу понятно все.
Ирина Т.:
Мне часто звонят и говорят, что на мое имя взяли кредит. Я обычно говорю, что пусть взяли, им деньги нужнее. Мошенники говорят, что за такое и я сяду, и тот, кто кредит взял. Я предлагаю «товарищу следователю» присоединиться к нам на отсидке, а затем могу спросить, наш ли Крым. Обычно звонящие срывают маску следователя и показывают свое истинное лицо, применяя цветистую ненормативную лексику.
Старая схема на новый лад
Благодаря постоянной информационной накачке у большинства калужан уже выработался своеобразный иммунитет против звонков от «представителей службы безопасности» или других «банковских работников», предлагающих отменить ту или иную операцию по карте, якобы оформленный на клиента кредит или поместить сбережения на «безопасный счет». Люди понимают, что общаются с мошенниками и не верят их словам.Чтобы повысить эффективность обмана, аферисты видоизменили сценарий своих действий. Первоначальный звонок потенциальной жертве поступает от представителя сферы, с финансами никак не связанной. Например, гражданину сообщают о необходимости заменить газовый или электрический счетчик. Тут же предлагают оформить заявку и просят сообщить «номер в очереди», который поступит в сообщении на его телефон.
Как вариант могут представиться работником регистратуры поликлиники и предложить записаться на диспансеризацию или какую-то медицинскую процедуру (одна из жертв согласилась пройти УЗИ сердца). Могут сообщить об окончании срока действия сим-карты в телефоне и предложить продлить договор. В последнее время участились сообщения «На ваше имя получена посылка» с последующей просьбой подтвердить реальность номера и назвать код из поступившего уведомления.
После того как человек сообщает собеседнику поступивший ему код, разговор прекращается. Чтобы вывести жертву из психологического равновесия, в конце беседы ей могут передать «привет из соседнего государства». На самом деле все эти приходящие на телефон цифры являются кодом подтверждения для входа в персональный кабинет на портале Госуслуг.
Вскоре после этого на телефон жертвы начинают сыпаться сообщения о том, что от ее имени поступила заявка на кредит, оформлена доверенность на получение средств, выполнена регистрация на том или ином ресурсе и тому подобное. Естественно, человек начинает нервничать. Особенно когда понимает, что не может зайти на свой аккаунт в Госуслугах.
В это время ему поступает второй звонок: «Здравствуйте, мы знаем, что в отношении вас предпринимаются мошеннические действия, похищают ваши сбережения, оформляют на вас кредиты. Надо срочно принять меры, иначе все это случится». Потерпевший не понимает, что первый разговор, сообщения в телефоне и последующий звонок – звенья одной цепи. Он хватается за предложенную помощь и делает все, что ему диктуют злоумышленники. В том числе то, чего нельзя делать ни в ком случае: устанавливает в телефон приложения для дистанционного управления банковскими счетами, дооформляет кредиты, переводит непонятно куда деньги или снимает их и передает курьеру.
Читаем и запоминаем
Потерпевшие потом говорят, что мошенники знали о них все. Как не знать, если люди сами открыли им доступ на личные страницы на Госуслугах.
Поэтому запоминаем крепко-накрепко:
! Поступающие на телефон коды НИКОГДА и НИКОМУ не диктовать!
! Если продиктовали (бывает так, впопыхах) и вашу страницу на Госуслугах взломали, ВЫДОХНИТЕ!
Ничего ужасного еще не случилось!
! Взлом нужен только для того, чтобы УБЕДИТЬ вас в том, что произошло что-то ужасное. На самом же деле еще ничего не произошло!
! Никакие запрещенные организации вы не начали финансировать только от того, что у вас взломали аккаунт на Госуслугах, никакие кредиты на вас не начали оформлять, даже если вам стали приходить какие-то смс-сообщения. Их задача – ТОЛЬКО УБЕДИТЬ вас в этом и НАПУГАТЬ!
! Из правоохранительных органов через мессенджеры гражданам не звонят НИКОГДА! Так же как НИКОГДА не предлагают защитить ваши деньги!
! Любой звонок якобы из правоохранительных органов с попыткой тут же решить какие-то вопросы вы МОЖЕТЕ ПРОИГНОРИРОВАТЬ. Ничего вам за это не будет! Для этого существуют повестки и телефонные приглашения посетить тот или иной орган для очной встречи (это вполне возможно).
! Никакого единого безопасного счета ни в Центробанке, ни в других банках НЕ СУЩЕСТВУЕТ!
! Единственный способ забрать ваши деньги в этой схеме – УБОЛТАТЬ вас, заставив их ОТДАТЬ собственными руками!
! Если вы отдали деньги – ОНИ ИХ ВАМ НЕ ВЕРНУТ. Выдохните и примите это как данность!
! Выполнение ЛЮБЫХ дальнейших указаний преступников основательно ЗАКОПАЕТ ВАШУ ЖИЗНЬ в еще более глубокую пропасть, а возможно, и жизни других людей. Поэтому фиксируем ущерб и живем дальше, научившись на своих ошибках.
! Учимся на ЧУЖИХ ошибках прямо сейчас, читая этот текст!
! Распространяем эти советы любым доступным способом.
Потерпевшие потом говорят, что мошенники знали о них все. Как не знать, если люди сами открыли им доступ на личные страницы на Госуслугах.
Поэтому запоминаем крепко-накрепко:
! Поступающие на телефон коды НИКОГДА и НИКОМУ не диктовать!
! Если продиктовали (бывает так, впопыхах) и вашу страницу на Госуслугах взломали, ВЫДОХНИТЕ!
Ничего ужасного еще не случилось!
! Взлом нужен только для того, чтобы УБЕДИТЬ вас в том, что произошло что-то ужасное. На самом же деле еще ничего не произошло!
! Никакие запрещенные организации вы не начали финансировать только от того, что у вас взломали аккаунт на Госуслугах, никакие кредиты на вас не начали оформлять, даже если вам стали приходить какие-то смс-сообщения. Их задача – ТОЛЬКО УБЕДИТЬ вас в этом и НАПУГАТЬ!
! Из правоохранительных органов через мессенджеры гражданам не звонят НИКОГДА! Так же как НИКОГДА не предлагают защитить ваши деньги!
! Любой звонок якобы из правоохранительных органов с попыткой тут же решить какие-то вопросы вы МОЖЕТЕ ПРОИГНОРИРОВАТЬ. Ничего вам за это не будет! Для этого существуют повестки и телефонные приглашения посетить тот или иной орган для очной встречи (это вполне возможно).
! Никакого единого безопасного счета ни в Центробанке, ни в других банках НЕ СУЩЕСТВУЕТ!
! Единственный способ забрать ваши деньги в этой схеме – УБОЛТАТЬ вас, заставив их ОТДАТЬ собственными руками!
! Если вы отдали деньги – ОНИ ИХ ВАМ НЕ ВЕРНУТ. Выдохните и примите это как данность!
! Выполнение ЛЮБЫХ дальнейших указаний преступников основательно ЗАКОПАЕТ ВАШУ ЖИЗНЬ в еще более глубокую пропасть, а возможно, и жизни других людей. Поэтому фиксируем ущерб и живем дальше, научившись на своих ошибках.
! Учимся на ЧУЖИХ ошибках прямо сейчас, читая этот текст!
! Распространяем эти советы любым доступным способом.
Алексей ГОРЮНОВ
Коллаж Ольги БОРИСОВОЙ