До недавних пор Шлиссельбургский десант — попытка прорыва блокады Ленинграда в конце ноября 1941 года оставался фактом малоизученным. Основатель питерского отделения поисковиков Валерий Шагин несколько лет назад начал заниматься судьбой своего деда. Его личная история со временем переросла в целое поисковое направление.
Три лыжных батальона моряков-добровольцев вошли в состав 1-го особого отдельного лыжного полка им. Военного совета КБФ. Его сформировало командование Ленинградского фронта. Морпехи на лыжах прошли по льду Ладоги 20 км и пытались атаковать фашистов по всему побережью озера. Но силы были неравны. Операция стала кровавой и провалилась. Потери личного состава оказались огромными.
Запись в документах краснофлотца Евгения Потёмкина: «г. Кронштадт. 27 ноября 1941 года списан в лыжный десант». Восемьдесят с лишним лет назад двадцатилетний тарусянин с товарищами ушёл по замёрзшей Ладоге в бессмертие... Сегодня его война, наконец, закончена.
Интересно, что командовать 1-м особым лыжным полком, в котором воевал уроженец Тарусы, был назначен легендарный Василий Маргелов. Несмотря на тяжёлое ранение, Маргелов до последнего руководил тем ноябрьским боем. Командующий ВДВ, Герой Советского Союза генерал армии всю жизнь помнил о подвиге своих героических морпехов. Именно благодаря Маргелову морская тельняшка стала атрибутом десантников. Только цвет полосок на ней голубой, небесный.
«Мы провели поиск и нашли родственников. Оказалось, что старшая сестра Потёмкина долго искала его после войны, но безуспешно. В списках безвозвратных потерь он всё это время значился пропавшим без вести. В ходе поисков с отрядом вышла на связь родственница героя Людмила. Она живёт в Москве, рассказала, что в семье сохранилась фотография бойца. Женщина очень обрадовалась, не могла сдержать слёз волнения — спустя столько лет она узнала, где он упокоен. Теперь наша задача — отвезти её на место гибели деда», - рассказал начальник штаба поискового отряда «Тарусский рубеж» Александр Проказов.