Чтобы понять длину её жизни, надо знать только одно: она родилась еще при Ленине. 7 февраля именинницу позравляли депутаты и общественные организации. А мы проведали и поздравили Анну Романовну накануне юбилея.
Жили-были
Нашим проводником стала председатель ветеранской организации микрорайона Силикатный Галина Матчинова. Именно она позвонила в редакцию и сообщила о таком важном в их сообществе событии. Обычная пятиэтажка, поднимаемся на этаж, где живет Анна Романовна. Последние годы она уже не выходит из квартиры: ноги подводят. Даже по дому перемещается с помощью ходунков. Живет с родной сестрой, которой тоже немало лет: 94! Они неразлучны с 1949 года. Ухаживает за ними племянница.
Я принесла для Анны Романовны розы и ждала, пока она выйдет из своей комнаты, - там она прихорашивалась к приходу журналистки. Как в таком возрасте прихорашиваются? Платочек новый красивый на голову, кофточку поприличнее, медали на всю грудь. Вышла из комнаты довольная, рада вниманию. Конечно, на ходунках. После моих поздравлений с юбилеем садимся на диван и начинаем беседу.
Анна Романовна оказалась легким собеседником. Ясность мысли не покинула ее: рассказывает о своей жизни так подробно, как будто все это было только вчера. Родилась в 1923 году в деревне Чистцы Сухиничского района. Теперь такой деревни уже нет, но, судя по данным, которые мы нашли в интернете, располагалась она в окрестностях деревни Брынь. Чистцы официально назывались тогда сельцом, и, по сведениям 1896 года, которые изложены в «Статистическом описании Калужской губернии», число жителей составляло: мужчин - 30 и женщин - 37, дворов - 7. Так это или нет, но доподлинно известно уже от самой Анны Романовны, что в ее семье было пятеро детей - четыре сестры и брат. Анютка самая старшая. Еще двое детей умерли в младенчестве.
Не падать духом
Когда Анна немного подросла, мама отправила ее к своей сестре в Ленинград, где та жила с мужем. Тетя работала уборщицей в школе, а ее муж - охранником на обувной фабрике «Скороход». Жили все вместе в коммуналке на Тамбовской улице около Волкова кладбища у Обводного канала.
В северной столице наша героиня пошла в школу и здесь закончила семь классов. Получив аттестат, поступила в Ленинградское швейное училище на мастера-технолога. Но закончить не удалось, потому что началась война. С первых дней вместе с преподавателями рыли окопы, зимой очищали их от снега, помогали себе и фронту чем могли. В основном это было строительство оборонительных сооружений.
Вместе с жителями Ленинграда Анна пережила всю блокаду. То время запомнилось ей голодом. Из-за отсутствия продуктов собирали лебеду и делали из нее котлеты. Жарили их на чем придется. Голод пытались заглушить активным употреблением воды, из-за чего тела опухали. Но во время авианалетов часто страдали уличные сети водоснабжения, поэтому в домах воды не было. Для питья и хознужд ее брали в Обводном канале.
После прорыва блокады в январе 1943 года весь коллектив швейного техникума вместе со студентами эвакуировали в Куйбышев (ныне Самара). Там Аня закончила учебу и, получив диплом, отправилась по распределению в Кишинев работать на швейной фабрике «Красная заря». Было это в 1944 году. Сначала шили обмундирование, потом уже обычную одежду. В ассортименте были костюмы, которые считались в СССР очень модными. В 1949 году к ней в Кишинев приехала сестра Анастасия. Она выучилась на швею и работала на той же фабрике, что и старшая сестра. С тех пор сестры больше не расставались.
А в глазах всё тот же задор
Анна оказалась очень активным и талантливым работником. Молодого технолога стали продвигать по службе: она возглавила отдел труда и зарплаты, в отсутствие директора имела доверенность на руководство фабрикой. Позже вместе с предприимчивыми молдаванками открыла и возглавила Кишиневский Дом моды. Шили юбки, блузки по моде тех лет - с рюшками и воланами.
Здесь, в столице Молдавии, она осталась жить и работать на долгие десятки лет, и только в 2000 году вместе с сестрой Анастасией приехала в Калугу, к другой своей сестре. Купили квартиру на Силикатном, и вот уже 23 года Костомарова - калужанка. Поделилась своей мечтой: пожить еще, любит она жизнь.
Кстати, Анна Романовна на всех местах работы была секретарем парткома. 76 лет в партии! Когда я попросила ее показать партбилет, она, забыв о больных ногах, окрыленная воспоминаниями, резво вскочила с дивана и, как в молодости, задорно попыталась добежать до соседней комнаты. Но, увы, возраст и ходунки такой возможности не дали. Вся прыть теперь только в воспоминаниях и до сих пор горящих энергией глазах.
У Анны Романовны очень много медалей. Главными она считает «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в 1941-1945 годах».
А самым замечательным событием в своей жизни считает вступление в партию. В КПСС она с 1947 года, партбилет хранит пуще всех ценностей.
- Это выборная должность,- пояснила нам Галина Алексеевна. - В чем мои обязанности как председателя совета ветеранов? Проведать, поздравить. Желающие могут в санаторий съездить, я помогаю. Отправляю на городские праздничные обеды и ужины. А чаепитий сколько делаем! Мы все уже родными стали. У нас очень хороший городской депутат Андрей Нефедов, многие мероприятия и добрые дела мы проводим и делаем с его помощью.
Фото автора.