В последние годы в области появилось несколько памятников царственным особам: Ивану Третьему, Николаю Второму, Евдокии Стрешневой и Евдокии Лопухиной… Безусловно, все они выдающиеся личности, так или иначе связанные с нашим краем. Например, Николай Второй в Калуге целый день провел… Все это замечательно. Но где же памятник Петру Великому? Где улица, сквер, парк, названные в его честь? А ведь преобразователя России связывает с нашими землями многое. И не только первая жена (та самая Лопухина)…
«Осьмнадцать пуд железа»
«В 1639 г. в Малоярославецком уезде по грамоте Царя Михаила Федоровича заведены железные заводы»
То есть практически одновременно со считающимися старейшими тульскими (1637 г.). Местонахождение их, увы, забыто.
Зато точно известно, где был железоделательный завод, на котором ковал железо сам Петр! Находился он в селе Истья нынешнего Боровского района, основан иностранным специалистом немцем Вахрамеем Меллером в 1680 г. и на местном уровне не забыт: имеются и указатель на въезде в село, и памятный знак. Жаль, от самого завода остались только заросшие груды шлака и кусочек плотины на правом берегу Истьи. Зимой он не заметен (пишу со слов обнинского туриста и краеведа Алексея СТЕПАНОВА).
За месяц пребывания в Истье первый российский император не только собственноручно выковал «осьмнадцать пуд железа» (Яков Штелин. «Достопамятные сказания о Петре Великом»), но и лечился от мочекаменной болезни водой местного минерального источника. Как он сам писал, успешно. И начинаются загадки: кто и как открыл здесь целебную воду и, главное, почему этот дар природы не используется в наши дни? Неподалеку от Истьи, в овраге, есть издавна почитаемый источник «Петров ключ» (или «Петровский родник»). Нина ЗАМАХИНА, известная в Боровском районе краевед и журналист, расспрашивала местных старожилов, но легенд о пребывании Петра не припомнил никто. Да здесь ли лечился Петр? Встреченная местная бабушка заявила, что название вообще происходит от какого-то «монаха, который там раньше жил»…
Завод в Истье был не единственным в этом районе. Двадцатью годами ранее другие иноземцы – голландцы братья Мейслеры – основали заводы на Протве (Поротве). Близ одного из них, Угодского завода, вскоре возникло одноименное село, ныне город Жуков. Вряд ли Петр, для коего металлургия была «любимыми детищем», не побывал и там – всего-то верст пятнадцать. Хотя документальных сведений нет, жители Жукова в этом уверены.
– Вон дом на улице Горького, где заводская контора была. Петр Первый приезжал! – заявил мне первый же встречный прохожий. – Только пожар там был пару лет назад – теперь заброшена. В советское время это жилой дом был... На речке остатки старой плотины, по огородам у нас шлак везде. Все заросло, эх…
– вздохнул собеседник.
У жуковского краеведа Юлии СОЛОВАТОВОЙ, снабдившей меня огромным количеством сведений о прошлом и настоящем Угодских заводов, данные другие:
– От Петровской эпохи на Горького два дома сохранилось. В одном пожар был, а другой, через дом, перестроен: второй этаж снесен, панелями обшит… Мне говорили, контора в нем была. А плотина заводская большая есть в двух километрах от центра, у агрошколы. Не так давно за ней заливные луга были, там в разливы даже купались…
Действительно, плотина Серединного завода у агрошколы хотя в настоящее время и размыта, но по-прежнему грандиозна и выглядит эффектно. Пожалуй, одна из самых больших исторических плотин в нашей области. Местный житель почему-то назвал ее «молочной насыпью».
Но вернемся к лечебным водам. В пяти километрах от Жукова в сторону Протвино, на северной окраине деревни Лыково, есть еще один почитаемый издавна источник: Гниловодка. Само название намекает, что источник непростой. И действительно, чувствуется и характерный привкус, и запах сероводорода над купелью. Да, в настоящее время он также благоустроен, и я даже затрудняюсь сказать, так ли хорошо это: естественного выхода воды не видно, она сразу отводится в трубы.
– Московские дачники постарались, деньги вложили! – объясняет местный житель. – А святым и целебным его издавна считали. Здесь часовенка была с чтимой иконой. Так и называлась – Гниловодская икона. По праздникам много людей съезжалось…
Уж не здесь ли лечился Петр? Увы, лечебные воды в области – еще одна почти забытая тема.
Есть место для будущего музея
А где же брали руду для заводов? Доводилось читать, что возили из Тульской области. На самом деле залежи бурого железняка в окрестностях повсюду, объездивший окрестности обнинский турист и краевед Юрий ПРОТВИН показал мне следы разработок на другом берегу Протвы, между селом Трубино и деревней Кувшиново: «Мне известны три района старых рудокопей, этот самый интересный». Действительно, воронки на местах «схлопнувшихся» колодцев-«дудок» здесь видны хорошо и издалека.
Необычные источники, плотины, рудокопи на небольшой площади, с хорошими подъездами, недалеко от Москвы… Все это легко вяжется в интересный туристический маршрут. А если к нему добавить еще и музей истории заводов… В настоящее время посвященные им экспозиции есть в Жуковском, Балабановском, Обнинском музеях, но им там явно тесно! Почему бы не отремонтировать и не отдать под отдельный музей ту самую «заводскую контору»? Даже обидно: соседняя Тульская область очень гордится своей заводской историей, есть там и курорт «Краинка» на минеральных водах. У нас, где большая металлургия появилась почти одновременно с соседями, нет даже придорожных памятных стел.
Благодарю всех упомянутых и неупомянутых краеведов за помощь в поиске информации.

Газета
Прямая линия












