Наша газета уже не раз писала о том, как в Боровске широко отметили 350-летие духовного подвига боярыни Феодосии Морозовой (в иночестве - Феодоры), одной из выдающихся представителей раннего старообрядчества. Именно здесь прошли последние годы ее жизни, здесь она со сподвижницами была уморена голодом и холодом, здесь и упокоилась.
В конце XVII века Боровск был известен как один из центров старообрядчества. Таковым он оставался вплоть до середины ХХ века. И сегодня в Боровске зарегистрированы две старообрядческие общины.
Музейно-краеведческий комплекс «Стольный город Боровск» представил уникальную выставку, посвященную памяти боярыни Морозовой. Большинство предметов выставляются впервые.
Выставка состоит из двух разделов: «Последователи боярыни Ф.П. Морозовой в Боровске» и «Боровская повседневность XVI – начала XVIII вв. (по материалам охранных археологических раскопок на пл. Ленина 2021 г.)»

- Это уникальный комплекс фотографий. На снимках мы можем видеть могилу Морозовой еще без креста, с маленькой березкой, которая была посажена боровскими старообрядцами в XIX веке. Интересно, как со временем она трансформируется, - появляется крест, растет береза, превращаясь в большое дерево, - рассказывает главный научный сотрудник МКК «Стольный город Боровск» Нелли Лошкарёва. – А в 1936 году состоялись раскопки этой могилы. В них участвовали сотрудники местных силовых структур и известный исследователь личности и наследия идеолога старообрядчества протопопа Аввакума, с которым общалась боярыня Морозова, Владимир Малышев. Я предполагаю, что эти раскопки могли происходить по его инициативе. На фотографиях видны останки. В то время никто экспертиз не производил, но боровчанам было понятно, кому они принадлежат. В дальнейшем эти останки были сокрыты надежным человеком - старообрядческим священником отцом Иоилем. Для боровчан, как и для части старообрядцев Российского государства, это были мощи святых – они почитают инокиню Феодору как святую мученицу.
Среди экспонатов – документы, предметы бытового и религиозного назначения, которые хранились в боровских старообрядческих семьях Куркиных, Капыриных и Глухаревых.
- Чем бы эти люди ни занимались, они продолжали оставаться верными старообрядческим традициям. Например, Александр Фокич Глухарёв известен как фельдшер. Всю свою жизнь он помогал людям, был участником Русско-японской войны. Писал оттуда письма, вел дневниковые записи, которые частично сохранились в семье, – говорит Нелли Лошкарёва. – В его семье хранились медные иконки, церковный календарь, лампада. И здесь же медицинские инструменты, которыми он пользовался.

Рукописный синодик. Первые записи в нем сделаны в промежутке между 1673 и 1681 гг. Обилием вязи и орнаментов он напоминает старообрядческие поморские рукописи. Синодик, куда вписаны имена усопших, которых необходимо поминать, происходит из Спас-Прогнанского храма (ныне – Жуковский район). На его страницах перечисляются князья, цари, священнослужители Русской церкви, а также жители села, похороненные при храме. Имена людей написаны древнерусским уставом и полууставом – шрифтами, характерными для таких книг.

«Собрание науки небесныя из мест богословских господина Матфея Гаффенгеффера священныя богослови учителя и в славнейшей Тубингенской академии предводителя всеми свидетельствованного собраны». Стоила эта рукописная книга недешево, и можно только догадываться, кому принадлежала. Возможно, обладателем этого сборника богословских догм был купец или священник. Подобную рукопись могла читать и боярыня Морозова.

Несколько витрин в зале представляют находки, обнаруженные при раскопках, которые проводились в Боровске сотрудниками Института археологии РАН в 2021 году. Тогда из культурного слоя было поднято множество артефактов. По этим предметам исследователи могут реконструировать повседневную жизнь боровчан от XVI до начала XVIII века, в том числе и периода заточения в городе боярыни Морозовой.


Татьяна САВКИНА

Газета
Прямая линия












