Об очередной жемчужине в своей коллекции читателям «КГВ» рассказал создатель музея – калужский краевед и коллекционер Сергей Нелюбов.
Рождение замысла
– Идея изготовить маленькую действующую модель русской печки родилась давно. Ведь печь – уникальное национальное явление, сердце русского дома, без нее не могла обойтись ни одна крестьянская изба. Она использовалась не только для отопления жилища и приготовления еды. Печь была отдельным комфортным спальным местом, в ней мылись, стирали, сушили и гладили белье, лечились от болезней и простуд.
Проводя экскурсии в Музее русского быта «Вотчина», я не раз замечал, что многие из посетителей, особенно дети, мало что знают об этом удивительном памятнике русской культуры. Вот и пришлось искать профессионалов, которые изготовили бы миниатюрную
(76х41х49 см) модель действующей русской печи. А на «живом» экспонате и объяснять легче, и затопить печь на глазах публики очень увлекательно. При желании в ней даже можно испечь маленькие пирожки.
Для наглядности и оживления картинки рядом с печкой появилась фигурка деда Евлампия в старинных лаптях. Была подобрана подлинная утварь конца XIX – начала XX веков маленького размера: подсвечник со свечой, фаянсовый кувшинчик с клеймом Песоченского завода (ныне – город Киров Калужской области), чугунок, стеклянная баночка для домашних заготовок, подстилка на лежанку. Причем подстилка тоже изготовлена в начале XX века из конопляной ткани.
Хотел бы выразить искреннюю признательность и восхищение профессиональному печнику и моему другу Сергею Ивченко, который изготовил печь-малышку, членам Калужского отделения Союза художников России Галине Мурзаевой и Денису Гирину, изготовившим фигурку деда Евлампия, опечек и скамейку, на которой он сидит, а также домашнюю утварь, миниатюрные вязаные варежки и валенки. Большое спасибо всем собратьям-коллекционерам, которые от души и бескорыстно поддержали идею и оказали предметную помощь в создании экспозиции.
Печь всему голова
– Есть такая русская поговорка: «Плясать от печки». Возникла она не просто так. Дело в том, что перед тем, как начать строительство избы, люди прикидывали место расположения печи. Планировка остальных помещений зависела именно от этого.
Сначала делали опечек – небольшой сруб из круглых бревен или плах. Поверх него делался бревенчатый накат, который обмазывали толстым слоем глины. Это служило подом печи. Затем выкладывали саму печь, она была глинобитной или кирпичной. Печь для нового дома начинали сооружать – «бить», когда в нем еще не было ни окон, ни дверей, а потолок над печкой еще не застилали. В этом случае она хорошо и быстро просыхала.
Русская печь имела прямо-угольную форму и была достаточно велика, нередко занимая до четверти площади избы. Размеры ее сторон колебались от полутора до двух метров, а высота приближалась к двум третям высоты избы. Внутри печи находилась топка, имевшая плоский под и сводчатый потолок.
Перед устьем печи устраивался шесток – небольшая площадка, ограниченная с боков стенками. В них делали загнетки – углубления, в которых до утра сохранялись горячие угли. Над шестком выкладывался из кирпича патрубок, собирающий дым и выводивший его в горизонтально положенный боров, а затем и в вертикально поставленную дымовую трубу.
Традиционно печь топится дровами, углем и отходами деревообработки – щепой, горбылем, корой. В безлесных районах страны в качестве топлива использовали бурьян, солому и тростник, а также торф и кизяк. Пищу варили как во время топки, так и по ее завершении. Хлеб и пироги ставили в печь уже после того, как она была протоплена, угли выгребены, под выметен помелом, а труба закрыта.
Печная утварь
– Приготовление пищи в печах требовало специальной утвари. Прежде всего для этого использовали горшки и чугуны, нижняя часть которых была уже, чем верхняя. Такую посуду было сподручнее обложить углями, чтобы ускорить нагрев.
Горшки и чугуны задвигали в печь ухватами (рогачами) на длинной рукояти, а латки и сковородки – специальными чапельниками. Неотъемлемой утварью была и кочерга (клюка) – металлический прут с загнутым под прямым углом концом, насаженный на деревянную рукоять. Служила она для выгребания углей и перемещения дров в горящей печи.
Важным предметом печной утвари была деревянная хлебная лопата. Служила она для «сажания» хлебов и пирогов в печь и доставания их оттуда.
На все случаи жизни
– В стенах печи делали маленькие углубления – печурки. В них сушили рукавицы, носки, хранили спички. Верхняя плоскость называлась лежанкой. Поднимались на нее с лавки, приставленной к длинной стороне печи.
Женщинам печь заменяла стиральную машину, а зола – отбеливатель. Белье укладывали в чугунный горшок и заливали водой. Туда же клали мешочек с золой, взятой из печки. Содержимое горшка кипятили. Удивительно, но после этого белые вещи становились не просто чистыми, а приобретали белоснежный оттенок.
Чтобы погладить белье, тоже использовали русскую печь. Для этого в ней разжигали огонь и ждали, пока печь нагреется. Затем из нее доставали железную поверхность, на которой разглаживали одежду. Это было особенно удобно в зимнее время, когда сушить белье на улице было проблематично и неэффективно.
Наконец, в некоторых печах с широким и высоким горнилом можно было париться и мыться, забираясь прямо внутрь.
27 августа Сергей Нелюбов отметил 70-летний юбилей. Несмотря на солидный возраст, он продолжает активно работать в качестве эксперта Министерства культуры РФ, регулярно пополняет экспозицию музея «Вотчина» и проводит в нем увлекательные экскурсии. Редакция «КГВ» сердечно поздравляет Сергея Ивановича с круглой датой и желает ему здоровья, благополучия и дальнейших успехов на ниве сохранения истории родного края.
Подготовил Алексей ГОРЮНОВ.
Фото Романа САУШКИНА.